понедельник, 4 января 2010 г.

Uncertainty and the Slow Recovery

Три очень крутых дядьки написали для одной очень консервативной газеты статью о том, что демократы идут по скользкой дорожке, и могут сорваться в пропасть.

Uncertainty and the Slow Recovery
A recession is a terrible time to make major changes in the economic rules of the game.


Неопределенность и медленное восстановление
Рецессия плохое время для серьезных изменений в правилах экономической игры.

Гэри С. Беккер (GARY S. BECKER), Стивен Дж. Дэвис (STEVEN J. DAVIS) и Кевин М. Мерфи (KEVIN M. MURPHY)

С точки зрения падения производства, так называемая Великая рецессия была не намного страшнее, чем спады в 1973-75 и 1981-82 годах. Однако восстановление после недавнего спада идет гораздо медленнее. Например, реальный ВВП увеличился на 7,7% в 1983 году, после того как безработица достигла пика в 10,8% в декабре 1982 года, сегодня же ВВП вырос на не впечатляющие 2,2% в третьем квартале 2009 года. Хотя в четвертом квартале существует шанс показать лучший результат - возможно значительно лучший - нет никаких признаков взрывного взлета из рецессии.

Мы считаем, что есть два фактора препятствующие этому взлету. Довольно очевидным является то, что рецессии предшествовал серьезный финансовый кризис, в ходе которого многие крупные финансовые учреждения получили большие средства (bailouts) от федерального правительства. Доверие банкиров и венчурных капиталистов сильно пошатнулось, по крайней мере на некоторое время, и потребуется некоторый срок для того чтобы оправиться от финансовых потрясений последних двух лет. Домохозяйства также столкнулись с периодом ухудшения финансового положения в результате крупного обвала цен на жилье, а также огромными долгами и высокой безработицей.

Второй фактор является менее очевидным, но, возможно, имеет большое значение. Либеральные демократы одержали крупную победу на выборах 2008 года - победу на президентских выборах и значительное большинство в обеих палатах Конгресса. Они расценили это как свидетельство того, что значительное большинство американцев хочет крупных реформ в экономике, здравоохранении и многих других областях. Таким образом, в дополнение к продолжению и расширению бушовских инициатив по спасению банков, AIG, General Motors, Chrysler и других компаний, Конгресс и Президент Обама добавили свои намерения о существенных изменениях в налоговом законодательстве, государственных расходах и регулирующих актах - изменениях, которые могут радикально трансформировать американскую экономику.

Усилия по преобразования экономики начались с фискального пакета стимулов почти в $ 800 миллиардов. Хотя некоторые элементы этого закона служили заявленной цели и помогли смягчить воздействие спада, пакет в целом не был предназначен для содействия скорейшему восстановлению и закладке основ для долгосрочного роста. Вместо этого, "Стимул" был ориентирован на сектора, которые по мнению либеральных демократов заслуживают гораздо большей федеральной помощи. Это объясняет, почему большая часть средств направлялась и направляется на образование, здоровье, сохранение энергии, а также другие мероприятия, которые мало сделают для сокращения безработицы и стимулирования экономики.


С точки зрения препятствия быстрому восстановлению, другие предложения правительства создают еще большую неопределенность и риски для бизнеса и инвесторов. Они включают планы существенного увеличения предельных ставок налога для высоких доходов. В добавок к этому, недавние разговоры президента на конференции в Копенгагене о введении высоких налогов на выбросы двуокиси углерода, несомненно должны будут препятствовать инвестициям в нефтеперерабатывающие предприятия, электростанции, заводы и другие объекты, которые выбрасывают большой объем парниковых газов.

В Конгрессе проект "реформы" американской системы предоставления медицинской помощи прошел десятки версий и правок. В частности, отдельные законопроекты, принятые палатой представителей и сенатом вызывают беспокойство у малого бизнеса. Они боятся, что их затраты на рабочую силу будут увеличиваться из-за обязанности тратить больше средств на медицинское страхование своих работников. Результатом будет нежелание предприятий малого бизнеса инвестировать, расширяться и нанимать новых работников, что естественно замедляет создание новых рабочих мест и рост трудовых доходов.

Администрация также заявила на раннем этапе, что будет использовать другой подход к антимонопольной политики, обратив вспять 30-летнюю тенденцию толкования антимонопольного законодательства в сторону потребителей. Кроме того, создание "зарплатного царя" в Вашингтоне настораживает, даже если до сих пор его деятельность ограничивались только теми компаниям, которые получили существенную помощь по спасению из государственного казначейства. Возможно, в качестве следующего шага, Конгресс решит, что исполнительные директора получают слишком много и введет специальный налог на бонусы, или станет осуществлять контроль за компенсациями, как сделали британские и французские власти. Конгресс также рассматривает новые положения о регулировании потребительских финансовых продуктов.

В своих усилиях по борьбе с финансовым кризисом и спадом, ФРС создала свыше 1 триллиона долларов избыточных резервов в банках с помощью различных программ спасения и операций на открытом рынке. Когда банки начнут использовать эти резервы для кредитования предприятий и домашних хозяйств, существует возможность быстрого роста денежной массы и, возможно, существенной инфляции. Трудности с которыми столкнется ФРС при сокращении инфляционного давления путем продаж на открытом рынке и других мер, поднимающих процентные ставки, являются значительным источником неопределенности относительно будущих темпов инфляции и потенциальной возможности ужесточения денежно-кредитной политики, направленной против восстановления.

Неопределенность в отношении денежно-кредитной политики имеет важные политические аспекты. ФРС сейчас наткнулся на самое большое политическое давление за последние четверть века, доказательством этого служат жаркие дебаты банковского комитета сената по принятию решения о переназначении Бена Бернанке. Это давление может значительно увеличиться когда, будущие действия ФРС по сдерживанию инфляции вступят в конфликт с желаниями политиков поддержать д/х и крупные государственные предприятия связанные с финансированием жилищного строительства.

Хотя некоторые из предлагаемых стратегий никогда не будут реализованы, они порождают значительную неопределенность для предприятий и домашних хозяйств. При столкновении с высокой неопределенностью политической среды, является разумным отменить или отсрочить дорогостоящие расходы, которые трудно обратить вспять. Результат - нежелание банков увеличивать кредитование - несмотря на их огромных запасы избыточных резервов - нежелание предприятий осуществлять новые капитальные затраты или нанимать рабочую силу, и решения домохозяйств отложить крупные покупки.

Есть несколько признаков указывающих на крайнюю осторожность предприятий и домашних хозяйств. Регулярное обследование, проводимое Национальной федерацией независимого бизнеса (NFIB) показало, что капитальные затраты и краткосрочные планы по инвестициям по-прежнему находятся на 35-летних минимумах. То же обследование показывает, что только 7% предприятий малого бизнеса рассматривают ближайшие несколько месяцев как хорошее время для расширения. Только 8% малых предприятий сообщают о найме персонала, по сравнению с 14%-24% в 2008 году, в зависимости от месяца, и 19%-26% в 2007 году.

Слабая экономика, несомненно, наиболее распространенная причина, почему ближайшие несколько месяцев "не подходящее время", чтобы расширяться, а "политический климат" занимает второе место, далеко обогнав затраты по займам и финансовую доступность. Авторы декабрьского отчета NFIB Small Business Economic Trends заявляют: "серьезную озабоченность вызывает уровень неопределенности, создаваемой правительством, наиболее распространенным [SiC] источником неопределенности для экономики. "Турбулентность" создается, когда сессии Конгресса часто проходят в жарких и изнурительных дебатах, в этом году показатель один из худших. И поводов для оптимизма не прибавляется".

Государственная статистика демонстрирует похожую историю. Коммерческие инвестиции в третьем квартале 2009 года сократились на 20% с и так уже низкого уровня предыдущего года. Открытые вакансии находятся на самом низком уровне с момента начала измерения в 2000 году. Темпы создания новых рабочих мест путем расширения предприятий самые медленные за последние 20 лет, и, хотя старые данные не являются надежными, вероятно, самые медленные за последние полвека. Хотя увольнения и новые требования на пособие по безработице снижаются в последние месяцы, перспективы трудоустройства для безработных продолжают ухудшаться. Коэффициент выхода из безработицы сейчас ниже, чем когда-либо в истории, начиная с 1967.

По данным Michigan Survey of Consumers, 37% семей планируют отложить покупки из-за неуверенности за свои рабочие места и доходы, и этот показатель не изменился по сравнению со вторым кварталом 2009 года, и остается выше, чем когда-либо начиная с 1960 года.

Эти факты позволяют предположить, что является серьезной экономической ошибкой проведение поспешных, крупных преобразований в экономике по пятам наихудшего финансового кризиса за последние десятилетия. Более эффективным подходом было бы сосредоточиться сначала на борьбе с экономическим спадом и установкой прочной основы для роста. Необходимо отодвинуть планы реорганизации экономики на второй план, и держать их там, пока экономика полностью не выйдет из рецессии и не вернется устойчивый рост. Не сумев применить взвешенный подход к экономической политике, Конгресс и Президент может быть замедляют экономический подъем, и тем самым продлевают рецессию.

Авторы экономисты в Университете Чикаго. Беккер и Мерфи также ребята из Института Гувера Стэнфордского университета. Девис также приглашенный исследователь Американского института предпринимательства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)