Билл Гросс предлагает США брать пример с ФРГ. А как дела обстоят в самой Германии. Вот небольшой обзор от SPIEGEL, думаю он в общем правильно отражает ситуацию.
Перспективы на 2010 год
Немецкая экономика на пороге радикальной перестройки
SPIEGEL Staff
Немецкая экономика на удивление хорошо справлялась с глобальным кризисом в 2009 году. Но в 2010 году необходимо будет заложить основу для радикальной перестройки, если она хочет побороть хронический избыток мощностей в стареющих отраслях и парировать растущую мощь новых конкурентов из Китая и Индии. Нужна лит стране новая бизнес-модель? "Шпигель" делает обозрение на 2010.
Церемония по спуску корабля в Северное море на пристани портового города Эмден проходила весьма скромно. Не было приветственных речей и не было оркестра, контейнеровоз Frisia Cottbus почти незаметно соскользнул в воду незадолго до Рождества. Настроение было мрачное, как на похоронах, и это не удивительно, так как спуск ознаменовал тихий конец славной эпохи - это был последний контейнеровоз, вышедший из верфи Nordseewerke. Ее 106-летняя история судостроения закончилась.
Компания пережила глобальную депрессию в 1929 году, когда она была временно закрыта из-за отсутствия заказов, и период после второй мировой войны, когда союзники изначально запретили Германии строить новые корабли. Её продукция варьировалась от подводных лодок времен Второй мировой войны до фрегатов современного немецкого ВМФ. Верфь также построила круизное судно Pacific, которое впоследствии стало известно благодаря съемкам в культовом американском сериале "Корабль любви" (http://en.wikipedia.org/wiki/The_Love_Boat).
Но теперь материнская компания ThyssenKrupp не видит будущего для судостроения в Эмдене, перспективы других немецких верфей не намного лучше. Шесть из 40 компаний отрасли заявили о несостоятельности в 2009 году. Другие отрасли пострадали от глобального экономического кризиса меньше.
Но смерть судостроения в Эмдене может предвещать начало новой индустрии. Новый владелец предприятия, SIAG Schaaf Industrie AG, планирует преобразовать его в завод по производству стальных подводных оснований для ветропарков. Если, как планируется, договор купли-продажи будет подписан и утвержден в январе, владелец компании Рудигер Шааф (Rüdiger Schaaf) инвестирует € 40 млн ($ 58 млн) в новое оборудование и преобразует Эмден в центр ветровой энергетики. В соответствии с планом Шаафа, в общей сложности 720 из 1200 работников верфи продолжать свою работу.
Болезненные преобразования
Шааф связывает промышленную трансформацию происходящую в Эмдене со всем Руром, угольным и стальным регионом Западной Германии. Рур по-прежнему пытается справиться с потерей своих бывших основных отраслей (core industries), произошедшей в последние десятилетия. И совершенно неясно получится ли промышленное преобразование Эмдена. Но нет сомнений в том, что изменения необходимы - и болезненны. В Эмдене. В Руре. Повсюду в Германии, на третьем году глобального кризиса.
Германия стоит на пороге огромных потрясений, и 2010 покажет, как она будет справляться с упадком старых предприятий и развитием новых. Это будет год обновления для Германии, но также год неопределенности для компаний и их сотрудников. Фундамент для будущего Германии закладывается в настоящее время. Сейчас настало время, когда немецкие фирмы будут знать, какие продукты остаются конкурентоспособными на мировом рынке, а какие нет. Сейчас уже ясно, что для ФРГ больше нет места на мировом рынке контейнерных судов, массового производства одежды, мобильных телефонов или бытовой электроники. Другие могут производить эти вещи дешевле и лучше.
Кризис ускорил темпы структурных изменений. В эти дни растет число иностранных конкурентов, способных производить вещи, которые раньше были уделом немецких фирм. Кризис усугубляет процесс, потому что заставляет клиентов сосредоточиться в большей степени на цене, тем самым подвергая бизнес беспощадной проверке с точки зрения рентабельности (cost efficiency) и качества.
Пока, Германия, которая уже давно крупнейший в мире экспортер, на удивление хорошо справляется с глобальным спадом. Страна сегодня находится в гораздо лучшем положении, чем многие опасались еще год назад, когда безработица прогнозировалась на уровне 5 млн. человек. Начало 2009 года сопровождалось мрачными прогнозами массовых увольнений и даже социальных волнений. Ничего подобного не произошло. Немецкие потребители по прежнему тратят деньги.
В других развитых странах дела еще хуже, чем в Германии
Экономика сократилась примерно на 5 процентов - больше, чем в любом году после Второй мировой войны. Но безработица увеличилась только на 230,000 по сравнению с 2008. Франция, Испания и многие другие промышленно развитые страны сообщают о тревожном увеличении числа безработных, а в США, уровень безработицы удвоился с начала кризиса (см. диаграмму).
До недавнего времени многие наблюдатели, особенно англо-саксонские (от себя: апологеты жадности), критиковали немецкую экономику, как слишком вялую и непригодную для решения проблем 21 века. Система социального обеспечения, по их словам, основное бремя крупнейшей экономики Европы. Но немецкая "старая экономика" до сих пор неплохо проявляла себя в этом кризисе, а ее система социальной защиты помогла гарантировать стабильность.
Но экономическое спокойствие в Германии может быть обманчивым - потому что финансируется кредитом. Правительство погрузилось в беспрецедентные долги, чтобы сохранить банковскую систему и стимулировать экономический рост. Только в 2010 году новые заимствования федерального правительства составят почти € 86 млрд. ($ 123 млрд). А балансы банков все еще содержат несколько сотен миллиардов плохих активов (risks of several hundred billion euros).
Государственные финансы Германии это проблема на долгие годы. Министру финансов Вольфгангу Шойбле (Wolfgang Schäuble) придется сохранить € 60 миллиардов с 2011 по 2016 годы - € 10 миллиардов в год - чтобы привести бюджет в соответствие с требованиями ЕС и собственными ограничения дефицита введенными Германией. Новый канцлер правого правительства, Ангела Меркель, ухудшает бюджетные проблемы своими планами налоговых сокращений на €20 млрд в начале 2011 года.
Часть 2: Гонка со временем
В настоящее время пакет стимулов по-прежнему помогает укрепить экономику. Компании выигрывают время за счет сокращения рабочих часов или подают заявления на государственную помощь для покрытия краткосрочных работников - форма государственного пособия, уникальная для Германии, и помогающая сохранить около 1,1 млн. рабочих мест.
Но это не может продолжаться вечно. "Идет гонка со временем", говорит Хенрик Эндерлайн (Henrik Enderlein), экономист из берлинской Hertie School of Governance. Если экономика скоро не начнет расти достаточно сильно, чтобы вернуться в нормальное состояние - чего большинство экономистов не ожидает - компании начнут увольнения работников в ближайшие месяцы. "Мы увидим первые негативные последствия на рынке труда в начале лета", говорит Эндерлайн.
Даже компании, которые до сих пор проходили через кризис практически без потерь могут оказаться в беде. Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), генеральный директор автомобильного гиганта "Фольксваген", характеризует ситуацию как "драматичную" и говорит, что 2010, безусловно, будет труднее, чем 2009. "Мы будем стараться спасти себя сокращенным рабочим временем, если это будет необходимо", добавляет он.
Начальник инженерного профсоюза IG Metall Бертольд Хубер (Berthold Huber), говорит, что ядро машиностроения находится под "острой угрозой". Объем производства сократился на четверть, и не достигнет уровня 2007 года до 2012 или 2013 года, говорит он. Меркель лично подготовила немцев к тяжелому году. "Вся сила экономического кризиса ударит по нам в следующем году", сказала она в своем выступлении перед парламентом в ноябре. "Проблемы, будут становится больше перед тем как дела наладятся". Германия, сказала она, стоит перед вызовом "подобного которому она не видела со времен воссоединения".
Сильная конкуренция со стороны развивающихся экономик
До сих пор немецкие фирмы сохраняли много дорогих рабочих мест в Германии за счет аутсорсинга производства (by outsourcing production) в страны Азии или Восточной Европы с низкими издержками. И эта схема работала потому что был достаточный экономический рост для поглощения продукции. Но все изменилось с кризисом. Коэффициент использования производственных мощностей немецких машиностроительных заводов, например, снизился до 70 процентов от почти 90 процентов год назад. Экономический рост сдвинулся на рынки будущего - страны, в которых происходит рост численности населения, молодые потребители готовы тратить, достаточно квалифицированных специалистов и низкая стоимость рабочей силы. То есть в Китай, Индию и страны Латинской Америки - но не в Германию.
Глобальные компании, базирующиеся в Германии, такие как Daimler, ThyssenKrupp и Siemens, до сих пор оставляли за собой роскошь сохранения сильной внутренней производственной базы. Siemens, например, генерирует лишь около 14 процентов своих доходов в Германии, но около трети его работников - немцы. Более 60 процентов работников Даймлера из Германии, хотя компания продает три четверти своих автомобилей за рубежом. Становится все труднее поддерживать этот дисбаланс.
Сила Германии в экспорте становится обузой. Такие экономисты, как Питер Бофингер (Peter Bofinger), профессор Университета Вюрцбурга, утверждают, что Германия экспортирует и сохраняет слишком много, а потребляет и инвестирует слишком мало. Немецкие компании по-прежнему создают новые рабочие места, но делают они это в первую очередь за рубежом. Это не только потому, что заработная плата там ниже. Немецкие компании также хотят уменьшить свои риски валютных курсов и обойти импортные пошлины на таких важных рынках, как Китай, Индия и Россия.
Немецкие авто производители все более широко открывают заводы за рубежом, особенно VW. Группа инвестировала € 800 млн в завод в Калуге, на юго-западе от Москвы, где в октябре началась сборка Sports Utility Vehicle Tiguan. Незадолго до Рождества, VW начал сборку своей модели Polo в индийском городе Пуне, где он планирует в конечном итоге достичь годовой производительности в 110000 автомобилей. Продажи в России, Индии и Соединенных Штатах будут покрыты за счет сборочных производств в этих странах, в то время как производство на заводах в Германии будет направлено на Европу и другие регионы, где значительное увеличение продаж маловероятно.
VW вряд ли удастся удержать 90000 рабочих в Германии. Немецкий автосектор ждут потрясения больше, чем любую другую отрасль. Долгое время Daimler, BMW и VW, казалось были в безопасности, когда глобальный избыток мощностей заставил отдельных игроков уйти с рынка.
"Мы должны заново изобретать автомобиль"
Наблюдатели не были удивлены, когда General Motors, Chrysler, Saab и Volvo вынуждены были бороться за выживание. Но теперь Daimler и BMW, тоже глубоко обеспокоены своим будущим. Они сталкиваются с дилеммой: с одной стороны, они должны экономить миллиарды евро, чтобы конкурировать с новыми конкурентами в Индии и Китае. С другой, они должны вкладывать много денег, чтобы найти альтернативы для двигателя внутреннего сгорания. "Нам надо заново изобретать машину", сказал генеральный директор Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche).
Он не уверен, что крупные производители смогут добиться этой цели. Азиатские технологичные компании могут разработать электромоторы и аккумуляторы, которые будут управлять автомобилями будущего. Немецкий автопром может постичь та же участь, что и немецкую промышленность потребительской электроники, где Grundig, Blaupunkt и Telefunken вышли из бизнеса, будучи известными, хорошо зарекомендовавшими себя, торговыми марками.
Многое поставлено на карту. Если экспорт будет падать, вся страна будет страдать. Один из пяти немецких работников зависит от экспорта - это 8 миллионов рабочих мест. Экспорт составляет 47 процентов от ВВП, по сравнению с 20 процентами в начале 1990-х. Даже Китай, всемирная фабрика (the world's workshop), гораздо более сбалансирован с долей экспорта в 36 процентов.
Лидер мирового экспорта оказался в собственном капкане, если верить последнему докладу German Council of Economic Experts. Доля немецкого экспорта, который был фактически произведен в Германии постоянно снижался в последние годы, от 69 процентов в 1995 году до 56 процентов в 2006 году. Но экономика смогла более чем компенсировать этот аутсорсинг за рубеж через массовое увеличение объема экспортируемых товаров, говорится в докладе. Эти расчеты не относятся к текущей ситуации, когда глобальная экономика страдает от кризиса. Совет утверждает, что эта связь между привлечением внешних ресурсов и растущими объемами показывает, почему Германия столь уязвима к кризису.
Как страна должна реагировать на это? Должна ли она переключить свое внимание от экспорта к повышению внутреннего спроса? Основные прения по этому вопросу уже начались. Позиция Меркель ясна. "Я хочу, чтобы эта страна могла оставаться экспортным чемпионом мира", упорно заявляет канцлер.
Часть 3: Пришельцы доминируют в старых отраслях
Глобальный баланс экономических сил меняется коренным образом. Молодые, амбициозные компании доминируют сегодня на мировом рынке железа, стали и электроприборов. Завтра они могут занять доминирующее положение на рынках автомобилей, услуги ИТ или телекоммуникаций. Их основатели сейчас среди верхушки глобального процесса принятия решений. Они превратили компании, о которых вряд ли кто слышал еще несколько лет назад, в монстров типа, бразильского сырьевого гиганта Vale, мексиканской группы строительных материалов Cemex, индийской сталелитейной АрселорМиттал или китайского производителя двигателей Johnson Electric.
Новички борются с крупнейшими западными компаниями за капиталы, рабочую силу, сырье и ноу-хау. Они расширяются огромными темпами за счет органического роста, но все чаще также и за счет поглощений. Они получают выгоду от низких издержек, достаточных запасов голодных до продвижения вперед сотрудников и внутренних рынков, которые растут двузначными темпами. Они создают новый глобальный средний класс, который растет на 80 миллионов человек в год и хочет насладиться плодами процветания.
Теперь эти компании хотят догнать Запад и в области высоких технологий. Они вторгаются в сектора, где немецкие фирмы чувствуют себя спокойно и благополучно, как лидеры рынка. Они даже нападают на компании на их внутренних рынках.
Возьмите к примеру китайского производителя солнечного энергетического оборудования фирму Suntech. Германия является одним из самых важных рынков, на который приходится почти треть ее годового объема продаж размером чуть менее $ 2 миллиардов. Секрет ее успеха легко объясним: китайские модули на треть дешевле, чем аналогичные изделия немецких производителей. Она производит их в бизнес-парке в Уси (Wuxi), в двух часах на машине к северо-западу от Шанхая.
Крыши и фасады здания покрыты около 4400 солнечных панелей, которые генерируют более чем один мегаватт электроэнергии. Этого достаточно, чтобы обеспечить заводу 80 процентов своих потребностей в энергии. Чистый зал завода совсем не похож на архаичные мастерские, которыми Китай славился в прошлом. Работники в белых халатах размещают тонкие солнечные батареи в машины, которые напоминают удлиненные печи. В Suntech работают 350 ученых, которые постоянно пытаются повысить эффективность кремниевых элементов, а фирма в настоящее время входит в число мировых лидеров по исследованиям.
Основатель компании Жэньгрон Ши (Zhengrong Shi) неустанно повторяет свое видение будущего в повышении позиции на мировом рынке за счет снижения стоимости солнечной энергии по сравнению с угольной электроэнергетикой. В 2010 г. Suntech может обогнать немецкого лидера на мировом рынке Q-Cells.
Ползучая потеря рабочих мест
Германия вытесняется с Востока и Запада. США начинают экспортировать, благодаря слабому доллару, а китайцы бросают вызов немецким компаниям на ключевых рынках мира.
Изделия китайского производства составляли 10,9 процента мирового рынка в 2007 году, по сравнению с 7,2 процента в начале века. Немецкая доля снизилась до 4,4 процента с 5,2 процента за тот же период. Так что же ждет в будущем немецкие фирмы? И как страна может осуществить модернизацию своей экономики для второго десятилетия 21-го века?
Не много можно ожидать от автомобилестроительной промышленности, классической немецкой промышленности, по крайней мере с точки зрения занятости. Даже если VW, Daimler и BMW отстоят свои места в условиях жесткой глобальной конкуренции, они будут нанимать все меньше людей в Германии.
Страна должна найти что-то для покрытия ползучей потери рабочих мест в автомобильном секторе, на который по-прежнему приходится одно из семи немецких рабочих мест. Шансы на успех не так уж плохи, учитывая, что Германия имеет сравнительно широкую производственную базу, которая служит основой для бесчисленных вспомогательных предприятий, начиная от рекламных агентств до служб безопасности. В то время как сектор обрабатывающей промышленности в Великобритании составляет лишь 13 процентов этот показатель в Германии составляет 23 процента. Это включает в себя отрасли, которые строят новые заводы и создают новые рабочие места в Германии.
Специализированные фирмы, предоставляющие новые рабочие места
Компания B. Braun Melsungen по производству медтехники, основанная в 1839 году увеличила свой персонал в Германии почти на 20 процентов за последние пять лет до 10300. Она инвестирует около € 1,4 млрд. в период между 2008 и 2011 годами, из которых половина будет потрачена в Германии. Семейная фирма расширяет свой завод для коленных и тазобедренных протезов, и планирует расширение на двух заводах в Восточной Саксонии.
Германия имеет около 1250 фирм в медицинском секторе, большинство из которых являются малыми и средними предприятиями. В них работают почти 100000 человек. Это не много по сравнению с автомобильным сектором, но число рабочих мест в этой сфере постоянно растет в последние годы.
Во времена дефицитных энергоресурсов, все отрасли промышленности, которые занимаются энергоэффектиностью имеют яркое будущее. Компании, которые предлагают продукты, начиная от эффективных насосов для отопления до целых электростанций работают на "гигантском растущем рынке", говорит Manfred Wittenstein, президент German Engineering Federation.
Это открывает множество новых возможностей для инжиниринговых компаний таких, как "Сименс". В эти дни, мюнхенская компания видит себя в качестве поставщика экологических технологий, а не электрического оборудования, и она хочет вырасти в одного из мировых лидеров по ветровым технологиям в ближайшие годы. Она поставляет 175 турбин для the London Array wind farm, расположенной примерно в 20 километрах от побережья в британском графстве Кент. Ферма будет обеспечивать электроэнергией 750000 британских домохозяйств.
Немецкие компании входят в число мировых лидеров в области ветроэнергетики, но некоторые из них столкнулись с проблемами финансирования в ходе этого кризиса. Высокотехнологичные фирмы сильнее других страдают от кредитного кризиса, потому что они должны вкладывать крупные суммы в будущее, но зачастую имеют относительно малый собственный капитал. Падение доходов и проблемы с погашением задолженности могут быстро ввергнуть их в руины.
Бертольд Хубер, глава инженерного союза IG Metall, потребовал, чтобы правительство поддержало технологически важные компании, чтобы "избежать потери важных ноу-хау будущего". Госучастие должно быть временным, добавляет он.
Правительственная помощь зачастую проходит мимо
Но как правительство должно решить, что стоит защищать, а что нет? Пока оно тратит миллиарды помогая отраслям попавшим в беду, например, так называемая программа "scrapping bonus" (бонусы за хлам)", которая дала толчок развитию продаж малолитражных автомобилей. Проблема в том, что, помогая некоторым отраслям и компаниям, правительство автоматически ставит под удар другие, которые возможно действовали правильнее. Также неверно государству субсидировать отрасль, не проверив, существует ли разумная взаимосвязь между инвестициями и доходами (налогами). В фотоэлектрической промышленности, например, каждое рабочее место субсидируется в размере € 150,000, однако отдача от них весьма скудная, так как солнечная энергия это всего пол процента электроэнергии производимой в Германии.
Политики полагают, чтобы знают, какие отрасли стоит субсидировать, а какие нет, но они часто ошибаются. Вместо финансирования готовой продукции, такой как солнечные модули, деньги лучше было бы направить на разработку новых технологий в производстве электроэнергии, защите климата и экологических технологий. Экономисты DIW economic institute полагают, что корпоративные расходы на исследования и разработки должны полностью включаться в налоговый вычет, как это происходит в большинстве государств ОЭСР. "Инновации требует экономический толчок со стороны правительства", заявляют они в недавнем исследовании.
Между тем, система образования не делает достаточно для подготовки немцев к потребностям постоянно меняющегося рынка труда, где многие люди должны будут переквалифицироваться неоднократно. Германия является одной из немногих стран-членов ОЭСР, в которых расходы на высшее образование, фактически сократилась за последние годы. Государства ОЭСР вкладывают в среднем 6,1% ВВП в образование, в то время как Германия расходует менее 5 процентов, согласно данным последних исследований. Меркель признала эту проблему и хочет увеличить долю до 7 процентов к 2015 году. Это возможно.
Адаптивность немецкой экономики
Пока немецкая экономика всегда доказывала, что она может преодолевать кризисы. Несколько лет назад, когда экономисты предупреждали о том, что немецкий труд слишком дорогой и заставит компании в массовом масштабе переместить работу за рубеж, руководители и профсоюзы собрались вместе и добились снижения издержек.
Кризис поставил под сомнение философию Америки о стоимости для акционеров (America's philosophy of shareholder value), которая была образцом для немецких руководителей и консультантов по управлению несколько лет назад. Спад подчеркнул преимущества немецкой модели - долгосрочную ориентацию предприятий, партнерство между администрацией и трудовым коллективом, социальную защиту, которая предлагает такие инструменты, как государственная помощь при сокращенном рабочем дне.
Так что есть надежды, что немецкая экономика сможет модернизировать себе еще раз. В конце концов, кризисы предлагать наилучшую основу для такого обновления. Германия должна черпать вдохновение в своем экономическом наследии вековой давности, когда наука и бизнес были более тесно переплетены здесь, как нигде в мире, когда в стране инженеры типа Alfried Krupp, Werner Siemens и братьев Mannesmann, завоевали мировые рынки своей продукцией.
Так нужна ли Германии новая бизнес-модель? Werner Abelshauser, специалист по экономической истории в университете Билефельда, думает что нет. Он говорит, что было бы глупо отказываться от акцента на экспорт только из-за временного спада в мировой торговле. В конце концов, он замечает:"Не многие могут делать то что делаем мы".
DIETMAR HAWRANEK, ALEXANDER JUNG, ALEXANDER NEUBACHER, THOMAS SCHULZ, WIELAND WAGNER
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Ярлыки
Alcoa
(1)
Apple
(7)
auto
(2)
banks
(31)
BlackRock
(1)
blogosphere
(21)
books
(7)
Brazil
(3)
China
(16)
classic
(1)
consumption
(28)
earnings season
(5)
economic growth
(64)
Economist
(13)
education
(8)
emerging markets
(12)
EU
(26)
Far East
(1)
financial markets
(53)
fiscal policy
(35)
forex
(13)
FT
(6)
geology
(1)
healthcare
(3)
hedge funds
(3)
in honour
(1)
India
(2)
inequality
(7)
international trade
(5)
Iran
(1)
IT
(6)
Japan
(5)
labor market
(12)
lulz
(6)
MandA
(3)
manufacturing
(9)
Microsoft
(2)
monetary policy
(15)
muni bond
(6)
natural gas
(2)
NYT
(12)
OECD
(3)
oil
(9)
pension
(2)
PIMCO
(9)
politics
(25)
population ageing
(4)
property market
(14)
reading
(38)
RF
(18)
Russia Partners
(1)
Samsung
(2)
SAR
(1)
small business
(3)
small-caps
(1)
social problem
(32)
Spiegel
(1)
sport
(5)
terror
(1)
trading
(25)
UK
(2)
USA
(70)
VOX
(13)
WEF
(1)
WSJ
(13)
Комментариев нет:
Отправить комментарий