пятница, 21 августа 2009 г.

Growing apart?

The euro-area economy
Growing apart?
Aug 20th 2009
From The Economist print edition


Экономика еврозоны.
Растут по одиночке?
20 августа "Экономист"

Франция и Германия вышли из спада, Италии и Испании по-прежнему нелегко. Является ли проблемой разница между ядром и периферией?

Любители европейской интеграции тратят много времени рассуждая о "двух скоростной Европе" (имеется в виду, что некоторые страны участвуют в более тесной интеграции по сравнению с другими). Теперь они также волнуются и о двух скоростной еврозоне.

Данные 13 августа по зоне евро показали, что в целом ВВП снизился лишь на 0,1% за второй квартал, это гораздо меньше чем ожидалось. Две крупнейшие экономики еврозоны, Франция и Германия, выросли на 0,3% за квартал, в то время когда многие другие богатые страны, в том числе США и Великобритания, по-прежнему страдают от рецессии.

Однако следующие по размерам экономики региона все еще сокращаются. ВВП Испании сократился на 1% во втором квартале; Италии на 0,5%. Аналитики рассчитывают, что этот раскол между растущим севером и падающим югом, скорее всего, продолжится. Франция и Германия сообщили об увеличили ВВП благодаря торговли, т.к. они получают выгоду от экспортного возрождения вызванного развивающейся Азией.

Италия и Испания выглядят почти что хромыми, после потери конкурентоспособности вызванной длительным периодом роста заработной платы. Итальянские экспортеры текстильных изделий и мебели плохо приспособлены к глобальному отскоку, движимому в основном китайскими инвестиционными расходами. Испанские экспортеры кажутся ничтожными по сравнению с большими отраслями, такими, как строительство, удовлетворяющими внутренний спрос.

Однако, пристальный взгляд на цифры показывает более сложную картину, чем просто разделение на Север и Юг. Северные экономики, которые являются более открытыми для торговли, такие как Бельгия, Австрия и Нидерланды, по-прежнему сокращались во втором квартале, в то время как на юге, Португалии и Греции удалось продемонстрировать скромный рост (см. диаграмму). Посмотрите на спад во втором квартале с точки зрения прошлого года и структура покажется более единообразной, говорит Хосе Луис Эскрива (José Luis Escrivá) из BBVA, расположенного в Мадриде банка. В большинстве стран ВВП сократился на 4-5%. Италия чуть хуже, но она была хуже и до кризиса. Германия снизилась на 5,9% или около того, из-за своей экспортной зависимости, но она же помогла ей отскочить от дна как только торговля восстановилась.

Большим исключением является Франция, которая пострадала гораздо меньше, чем большинство других развитых стран. Одна из причин заключается в том, что она была слабым участником системы глобальных дисбалансов, которые ускорили падение. Франция не является большим поставщиком международных кредитов, таким как Германия или Япония, и не зависит от заемных средств, как Испания, Англия и Америка. В хорошие времена движущая сила экономики находилась внутри так, что она была меньше подвержена проблемам извне. Другим фактором является французское правительство. Когда частный спрос неожиданно рухнул, оно, благодаря хорошо смазанному госмеханизму, помогло снова набрать быстрый шаг.

Более того, масштаб и сроки проведения бюджетной поддержки во многом объясняют расхождение в зоне евро. Потребительские расходы во Франции и Германии выросли во втором квартале, в значительной степени благодаря государственным субсидиям на покупку автомобилей. Государство в обеих странах поддерживает потребление косвенно препятствуя потери рабочих мест. Во Франции схема занятости в государственном секторе удержала уровень увольнений от излишнего роста, говорит Лоранс Бун, из Barclays Capital в Париже. В Германии, соглашения между промышленностью и правительством сохранить на короткое время работникам заработные платы имеет аналогичный эффект. Испанский фискальный стимул принятый раньше других, не принес результатов во втором квартале. В Италии, высокий уровень государственного долга означает, что правительство не может позволить себе излишней государственной поддержки.

Германия до сих пор держит некоторые налоговые стимулы наготове, это может поднять ее экономику выше остальных на какое-то время. Немецкие фирмы продолжали сокращение запасов во втором квартале, так же обстояло дело во Франции, так что имеется возможность для отскока в запасах, что простимулирует экономический рост. Увеличение экспортных заказов скоро преобразуется в увеличение экспортных продаж.

Однако во втором полугодии, возможности Франции и Германии оторваться от остальных стран зоны евро выглядят ограниченными. Немецкие экспортеры не могут жить за счет одного Китая, а другие крупные заказчики, в Америке, Великобритании, Восточной Европе и Испании, не будут свободно расходовать средства, как они когда-то делали. Фирмы не будут вечно заботиться о бесполезных работниках. Безработица, скорее всего, вырастет в обеих странах, это будет плохо для потребительских расходов. Предприятиям с более широкими перспективами, возможно, будет трудно получить кредит, поскольку проблемы в банковской системе остаются нерешенными. Французские экспортеры потеряли долю на рынке в последние годы, согласно анализу Европейской комиссии. Это значит, что Франция не извлечет пользу из оживления в мировой торговле.

В настоящее время в ядро еврозоны кажется лучше, чем периферия. Но Америка и Великобритания - надежда экспортеров - идут своим путем выхода из проблем, развивающаяся Азия постепенно смещается в сторону внутренних источников спроса. Это означает, что странам еврозоны, скорее всего, придется еще больше полагаться друг на друга в будущем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)