четверг, 7 июня 2012 г.

О ТАРГЕТ2

TARGET2: A Channel for Europe’s Capital Flight


Возникшая в последние месяцы ситуация с балансом системы TARGET 2 среди национальных центральных банков еврозоны отражает бегство капитала с периферии в ядро и де-факто является средством передачи и распределения бремени общей фискальной политики.


Денежно-кредитная политика в конечном итоге подменяет налогово-бюджетную политику, минуя те демократические каналы, которые власть имущим приходится преодолевать при принятии решений о расходах и налогообложении. Потенциальные убытки, понесенные в результате текущей ДКП в конечном итоге лягут на плечи европейских налогоплательщиков.


Итогом, скорее всего, будут три тенденции, ставшие результатом дешевых денег и бегства капитала: инфляция в Германии будет расти, девальвация в странах Южной Европы будет идти медленно, и это будет давить на политическую основу евро.


Кредиты ЕС в Греции, Ирландии и Португалии являются лишь верхушкой айсберга молодой системы денежных переводов, которая проникла в еврозону через черный ход. Намного большие и менее явные субсидии растут под поверхностью в виде TARGET2. Её полное имя требует большого объема легких. Транс-Европейская автоматизированная система валовых расчетов в реальном времени более известная как TARGET2 для краткости. Это закулисная платежная система, которая позволяет европейцам осуществлять электронные расчеты в евро. И чуть более € 500 млрд в балансе Бундесбанка, это его требования к TARGET2, этот раздел является крупнейшим и самым быстрорастущим на балансе немецкого ЦБ, так же как источником многих недоразумений и дебатов.

Деньги не умирают, если только гиперинфляция не делает их бесполезными. Поэтому, когда Европейский центральный банк (ЕЦБ) на полную катушку создает деньги, так как он это делает в настоящее время, они должны в конечном итоге где-то оседать. Распределение балансов TARGET2 между семнадцатью национальными центральными банками, которые вместе с ЕЦБ составляют суть Евросистемы, отражает, то где на рынке оседают деньги созданные ЕЦБ. Тот факт, что Бундесбанк имеет большие требования в TARGET2 (активы) на Евросистему, в то время как национальные центральные банки в странах Южной Европы и Ирландии вместе имеют одинаково большие обязательства в TARGET2, просто отражает, что многие из вновь созданных денег ЕЦБ оказались в Германии . Почему? Из-за бегства капитала.

Страны Южной Европы генерировали постоянные дефициты счета текущих операций уже со времени введения евро в 1999 году, причем некоторые из них весьма большие. Дефицит счета текущих операций означает, что страна тратит больше, чем он зарабатывает. Эти дополнительные расходы финансируются за счет заимствований из-за рубежа. Источником таких заимствований становятся страны с положительным сальдо текущего счета, такие как Германия. Поскольку введение евро устранило валютный риск между государствами-членами, Германия инвестировала значительную часть своих сбережений в страны Европы с дефицитом текущего счета. Некоторые из этих сбережений теперь возвращаются домой. Это бегство капитала.

Причем же здесь ЕЦБ? ЕЦБ заполнил пустоту, которую оставляли иностранные инвесторы выводящие свои сбережения из этих стран с дефицитом текущего счета, он стал кредитовать их банки. TARGET2 баланс таким образом отражает кредиты межу нацбанками внутри Евросистемы. При большом оттоке капитала в Германию во времена дойчмарки, немецкая валюта просто бы укрепилась против других европейских валют. До привязки к марке, валютные курсы были гибкими. Такая гибкость исчезла с введением евро. Если отток капитала происходит сегодня, Бундесбанк раздает кредиты другим национальным центральным банкам, которые отражены в TARGET2 как требования к Евросистеме. 


Некоторые комментаторы задаются вопросом где предел роста требований в TARGET2 у Бундесбанка, что подразумевает соответствующий предел тому, сколько Евросистема может кредитовать банки в нынешних странах дефицита текущего счета. Пока Бундесбанк очень далеко от достижения этого предела. Теоретический предел определяется двумя факторами не подконтрольными Бундесбанку: количеством банков в Южной Европе способных предоставить ЕЦБ нужное обеспечение и суммой оттока капитала из них.

Размер списка ценных бумаг принимаемых в обеспечение в зоне евро огромен. ЕЦБ оценил его в € 14 трлн к концу 2010 года, а недавно введены новые правила, позволяющие банкам использовать еще больше бумаг, хотя и более низкого качества, и брать в долг под них. Таким образом, пока есть залоги для дальнейших заимствований будет и отток капитала.

Мы видим, что риск оттока капитала сохраняется. В то время как ЕЦБ путем щедрой раздачи ликвидности и покупкой облигаций успокоил финансовые рынки, долгосрочные структурные проблемы в еврозоне остаются. Долговой навес по прежнему давит, рост по-прежнему слаб, а единая ДКП без фискальной консолидации - представляет все большую угрозу. История не на стороне валютных союзов, все они распались, потому что не переходили в политический и финансовый союз. Что должно убедить нас в том, что на этот раз все будет по другому (this time is different)?

Баланс Бундесбанка будет расти до тех пор пока будет продолжаться бегство капитала в Германию из Южной Европы, и Евросистема будет давать все больше и больше денег её банкам. Это может не нравиться, но нет предела тому как много на балансе Бундесбанка может быть требований к TARGET2, также нет механизма, который бы позволил ограничить саму систему. Требования к TARGET2 у Бундесбанка на стороне активов его баланса, вероятно, будут увеличиваться, в то время как на стороне пассивов он будет чистым заемщиком вкладов из банков Германии, которым он стал с августа прошлого года.




ЕЦБ позволил банкам занимать столько денег, сколько они хотят, на срок до трех лет. Действительно, в конце февраля, банки заняли € 1,2 трлн ЕЦБ, в двенадцать раз больше, их обязательных резервов. В конечном итоге такое количество избыточной ликвидности на денежном рынке, при дальнейшем бегстве капитала может вызвать непропорциональное (disproportionable) размещение этих денег в Германии.

Результатом этого микса из дешевых денег и бегства капитала будут три тенденции: инфляция в Германии будет расти, внутренняя девальвация в странах Южной Европы будет идти медленно, и политическая разруха в еврозоне будет сохраняться.

Доказательства до сих пор указывает на ускорение инфляции на активы в Германии, а не инфляции потребительских цен. Бегство капитала и статус«безопасной гавани» раздули цены на немецкие государственные облигации. Будучи обеспокоены судьбой евро, немецкие граждане и фирмы устремились в недвижимость. Немецкие цены на жилую недвижимость и арендная плата увеличились на 4,7% в прошлом году, самый быстрый рост с бума воссоединения в 1993 году. До сих пор немцы не используют кредиты для покупки домов. Рост немецкой ипотеки является ничтожным всего лишь 1,2% годовых по состоянию на декабрь 2011 года, но на наш взгляд, все ингредиенты для финансируемого за счет займов бума цен на жилье есть. Недоверие к евро растет, уровень долга немецких домохозяйств является низким, так же как процентные ставки и уровень безработицы. Денежно-кредитной политика ЕЦБ слишком слабая для экономических условий внутри Германии, такая же слабая как в первые годы существования валютного союза для Испании и Ирландии, впрочем в то время слабой была экономика и самой ФРГ.




Инфляция активов и потребительских цен в Германии - рай для заемщика. Пока инфляция и спрос не свели на нет профицит текущего счета страны, политики не должны недооценивать мобильность капитала и желание ценовой стабильности в Германии . Если люди будут думать, что ЕЦБ закрывает глаза на инфляцию в Германии, пока южно-европейские страны подвергаются жесткой экономии бюджетных средств, быстроногие вкладчики, вероятно, выведут свои деньги из евро в реальные активы.

Щедрой денежно-кредитной политикой ЕЦБ будет задерживать внутренние процессы перестройки и девальвации нынешних стран еврозоны с дефицитом счета текущих операций. Цель внутренней девальвации проста: снизить уровень цен в стране по отношению к своим торговым партнерам, чтобы восстановить международную конкурентоспособность. Это может помочь уменьшить дефицит текущего счета таким же образом как это делает ослабление обменного курса нацвалюты. Но внутренняя девальвация горькое лекарство по сравнению с девальвацией валюты. Ужесточение налогово-бюджетной политики для снижения заработной платы и осуществление структурных реформ в целях повышения производительности редко находят политическую поддержку на выборах. Деньги, предоставляемые Евросистемой банкам в этих странах, как болеутоляющее средство помогает сгладить процесс внутренней девальвации. Но, как и слишком много морфия, слишком много денег, может помешать достижению цели.

Дефицит текущего счета в Греции составлял 9% ВВП в конце прошлого года, только на один процентный пункт ниже, чем в 2010 году, несмотря на то что страна, находится в рецессии в течение трех лет подряд. Регулировка наверняка была больше и быстрее, если бы ЕЦБ не покрывал бегство капитала. Дефицит текущего счета в Мексике сократился на 5,3% ВВП в 1995 году (данные Haver Analytics), в результате бегства капитала в соответствии с решением правительства, отпустить песо в плавание в 1994 году, а спад длился всего один год. Греции не хватает мексиканской гибкости политики, чтобы сделать такую же быструю перестройку. После падения на 3,7% в прошлом году, удельные расходы на рабочую силу должны упасть в Греции еще на 10% только для достижения среднего уровня еврозоны и на 25% до достижения уровня Германии. Греция застряла в колее медленного роста колеи и ее ждут болезненные социальные перемены перед тем, как ей удастся восстановить конкурентоспособность.

Дальнейшее расширение требований к TARGET2 у Бундесбанка, скорее всего, окажет давление га политические основы евро. Большие и расходящиеся TARGET2 балансы Бундесбанка и периферийных центрабанков являются естественным следствием валютного союза без фискального союза. Как Ulrich Bindseil and Philipp König заметили в 2011 году в своем дискуссионном документе, "The Economics of TARGET2 Balances" это является естественным следствием того, как денежные союзы работают. В крайнем случае, как это в настоящее время происходит, денежно-кредитная политика в конечном итоге заменяет налогово-бюджетную политику, минуя те демократические каналы, которые правительствами приходится преодолевать в вопросах расходов и налогообложения.

Большой TARGET2 позиции среди развивающихся национальных центральных банков де-факто ввести передачи и распределения бремени элементы общей фискальной политики в еврозоне без демократического представительства налогоплательщика. В результате токай ДКП европейские налогоплательщики потенциально несут ответственность за возможные убытки, в соответствии с долей каждой страны в оплаченном капитала ЕЦБ, в случае, Германии 27%, и 3% для Греции. Выход Греции из зоны евро, например, и дефолт по € 109 000 000 000 обязательствам в TARGET2 (по состоянию на ноябрь 2011 года), налогоплательщики во всех других странах еврозоны будут нести потери во главе с Германией. Кредиты ЕС в Греции, Ирландии и Португалии, таким образом, верхушка айсберга системы трансферов, которая проникает в еврозону через заднюю дверь. Намного большие и менее явные субсидии растут под поверхностью в виде TARGET2 они не требуют легитимизации избирательным процессом. Неудивительно, что избиратели в странах с профицитом текущего счета испытывают все больше и больше недоверия к евро.

Мы бы не удивились если, последняя программа спасения Греции отклонится от своих параметров, как и предыдущие, в связи с высокими социальными издержками внутренней девальвации. Использование гибкости политики за пределами еврозоны может оказаться более приемлемым, чем несколько лет жесткой экономии бюджетных средств, даже без достижения приемлемого уровня задолженности. Поэтому мы намерены держаться подальше от инвестиций в Греции и Португалии, которые выглядят очень похоже.

Мы весьма удивимся если еврократы позволят монетарному союзу распасться. Явные и неявные претензии к периферии составляют примерно одну треть немецкого годового национального дохода, причина достаточная держать валютный союз дальше. Путаница в ответных мерах создает лишь новую вспышку волатильности на рынках капитала. Как доклад Делора 1989 года, наметил долгий путь к валютному союзу, сегодня необходима дорожная карта к финансовому союзу что поможет долгосрочным инвесторам лучше противостоять нестабильности во время пути. Пока мы не увидим больше ясности на этой длинной и ухабистой дороге, мы остаемся осторожными с нашими позициями в Италии и Испании.


ОТ СЕБЯ исчерпывающий анализ текущей ситуации для ФРГ приведен в записке SG, под названием Will Germany Continue to Pay? что как бы символизирует. Там в частности помимо прочего приведена табличка текущей экспозиции ФРГ к еврозоне.






Так вот, если первые четыре позиции хоть как-то ограничены, то в случае с последними двумя предела совершенству пока не видно. Впрочем, чтобы они действительно превратились в убытки, страна к которой есть требования должна покинуть валютный союз. В то время как проблемы с ESM и EFSF могут возникнуть и без этого. Однако, как отмечают некоторые наблюдатели, рост требований Бундесбанка к Таргет2 отражает лишь переход рисков от частного сектора к государственному в лице Бундеса, а не увеличивает как кричат другие товарищи общие риски ФРГ (гос+част). Экспозиция остается той же, просто теперь она весит не на частных хоз.субъектах. Вообще упомянутая бумага SG требует отдельного поста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)