понедельник, 11 июня 2012 г.

The End Of The Euro: A Survivor’s Guide


Что ж рынки льют зеленкой на свои раны - Испания протянула руку за помощью. Да бы евроскептики (или просто реалисты, как Вам угодно) на меня не обижались, вот перевод от Саймона Джонсона и Питера Буна. Разбавим красным зеленый оптимизм, который итак не очень силен.


The End Of The Euro: A Survivor’s Guide
Posted on May 28, 2012 by Simon Johnson | 82 Comments
By Peter Boone and Simon Johnson



В каждом экономическом кризисе наступает момент ясности. В Европе в ближайшее время, миллионы людей проснутся и осознают, что евро такое каким мы его знали больше не существует. Их ждет экономический хаос.

Чтобы понять, почему, для начала разберемся с Вашими иллюзиями. Кризис в Европе на сегодняшний день представляет собой серию якобы "решающих" поворотных точек, каждая из которых в действительности представляет еще один шаг вниз по крутому склону. Предстоящие выборы в Греции 17 июня яркий пример тому. В то время пока так называемые "про европейские" силы могут превалировать в плане мест в парламенте, новая валюта в той или иной форме скоро заполонит улицы Афин. Уже почти невозможно сохранить греческое членство в еврозоне: вкладчики бегут из банков, налогоплательщики задерживают налоговые платежи, а компании - оплату своим поставщикам - либо потому, что они не могут заплатить или потому, что ожидают, скорой возможности платить в дешевых драхмах .



Тройка Европейской комиссии (ЕК), Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ) не смогла поставить Грецию на путь восстановления, и любая новая программа кредитования столкнется с теми же трудностями, что и предыдущие. В очевидной фрустрации, глава МВФ, Кристин Лагард заметила на прошлой неделе, "Что касается Афин, то, я думаю о всех тех людях, которые пытаются укрыться от налогов все это время".

Сочувствие г-жи Лагард истощается и это плохо - отчасти, из-за греческого кризиса, который очередной раз показал, какой ошибкой было введение единой валюты для Европы. Греческая негативная реакция (The Greek backlash) отражает огромную боль и трудность, которая приходит с попыткой организовать "внутреннюю девальвацию" (эвфемизм для больших сокращений зарплат и расходов), чтобы восстановить конкурентоспособность и погасить чрезмерный уровень задолженности.

Столкнувшись с пятилетней рецессией, более чем 20 процентной безработицей, дальнейшими сокращениями, и потоком пустых обещаний политиков внутри и за пределами страны, такая политическая реакция греков кажется вполне естественной. Пока лидеры МВФ, евробюрократы и финансовые журналисты обсуждают идею "греческого выхода" из евро, кто теперь будет инвестировать средства или заключать долгосрочные контракты в Греции? Экономика Греции будет только ухудшаться.

Некоторые европейские политики сейчас говорят нам, что организованный выход Греции при современных условиях возможен и Греция будет единственной страной, которая вылетит. Они ошибаются. Выход Греции это просто еще один шаг в цепи событий, которые ведут к хаотическому распаду зоны евро.

На следующем этапе кризиса, электорат в Европе поймет, какие финансовые риски были навязаны ему в неудачных попытках сохранить единую валюту. Если Греция выйдет из евро в конце этого года, правительство дефолтнет на 300 млрд евро внешнего государственного долга, в том числе примерно 187 млрд. евро перед МВФ и Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF).

Но еще более важным, и в настоящее время менее заметным для немецких налогоплательщиков, является вероятный дефолт Греции на 155 млрд евро, которые она должна непосредственно Евросистеме (ЕЦБ и 17 национальным центральным банкам еврозоны). Это включает в себя 110 млрд евро предоставленных Греции через Target2 платежную систему, которая занимается расчетами между центральными банками стран, использующих евро.  Пока вкладчики и кредиторы бегут прочь из греческих банков, кто-то должен финансировать отток капитала, в противном случае греческие банки не смогут выполнять свои обязательства. Эту роль взяли на себя ЦБ других стран зоны евро, которые и обеспечивают этот переток средств. Львиная доля этого кредитования приходится на Бундесбанк так как бегущие капиталы в основном поступают в Германию, хотя все члены системы евро разделят убытки в случае дефолта.

ЕЦБ всегда категорически отрицал, что он принял слишком много рисков, несмотря на продолжающееся смягчение ДКП. Но если сложить объемы требований через Target2 и прямые покупки облигаций, то требования Евросистемы к периферийным странам в настоящее время составляют около 1,1 триллиона евро (это наша оценка на основе имеющихся данных). Это составляет более 200 процентов (в широком смысле) капитала евро системы. Ни один ответственный банкир не будет заявлять, что эти суммы являются незначительными рисками для капитала или для налогоплательщиков. Эти требования также составляют около 43 процентов немецкого ВВП, который превышает 2,5 трлн. евро. Пример Греции показывает насколько все это рискованно и в случае выхода Греции из еврозоны, система евро окажется гораздо более хрупкой и опасной для налогоплательщиков и инвесторов.

Яцек Ростовский, польский министр финансов, недавно предупредил, что греческий дефолт может привести к банковской и долговой панике по всей периферии, а чтобы избежать большего бедствия - все остальные страны-члены должны быть обеспечены неограниченным финансированием, по крайней мере на 18 месяцев. Г-н Ростовский выражает обеспокоенность тем, что ЕЦБ не готов предоставить такой брандмауэр, и никакой другой субъект не имеет возможности, законности, или желания это делать.

Мы согласны: После того, люди прозреют, что ЕЦБ уже имеет большое количество кредитных рисков на его балансе, кажется очень маловероятным, что он сможет начать предоставление безграничных средств всем правительствам, которые сталкиваются с давлением со стороны рынка облигаций. Греческая траектория экономия-политическая реакция-дефолт, вероятно, будет повторяться в других местах - так почему же немцы захотят, чтобы ЕЦБ внезапно увеличил кредиты всем остальным?

Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что ЕЦБ будет неохотно и нерешительно предоставлять средства в другие страны - по принципу экстренного выключателя - и этого просто будет недостаточно, чтобы стабилизировать ситуацию. Увидев последствия греческого выхода, и, зная, что и ЕЦБ, и немецкие налогоплательщики не потерпят неограниченные дополнительные потери, инвесторы и вкладчики будут реагировать бегством из банков в других периферийных странах и воздержаться от инвестиций и расходов.

Отток капитала может длиться в течение нескольких месяцев, в результате чего банкам на периферии не будет хватать ликвидности, что заставит их сокращать кредит - а значит толкать их экономики в еще большие спады и их избирателей в еще больший гнев. Даже если ЕЦБ откажется предоставить большее количество видимых средств, автоматическая механика платежной системы в Европе будет означать, что отток капитала из Испании и Италии, в немецкие банки де-факто все больше и больше будет превращаться в кредиты Бундесбанка Banca d’Italia и Banco de Espana, в сущности, Италии и Испании. Немецкие налогоплательщики распознают и эту схему и начнут боятся и этих потерь.

Конец Евросистемы представляется следующим образом. Периферия погружается глубже и глубже в рецессию и хаос - не выполняет обязательства перед Тройкой - государственный долг по отношению к ВВП продолжает расти и его бремя становится очевидным для всех. Курс евро падает значительно по отношению к другим валютам, но не таким образом, чтобы сделать Европу более привлекательным местом для инвестиций.

Вместо этого, будет признание того, что ЕЦБ потерял контроль над денежно-кредитной политикой, что в настоящее время он вынужден раздавать кредиты для финансирования оттока капитала и поддерживать проблемные страны - и что эти кредиты не будут погашены в полном объеме. Мир больше не будет думать о евро как безопасной валюте, а инвесторы будут сливать бонды всего региона, и даже у Германии, могут возникнуть проблемы с привлечением средств. Наконец, немецкие налогоплательщики страдают от неприемлемой инфляции и очевидно надвигающейся стопки счетов, за своих партнеров по евро.

Самым простым решением для самой Германии, будет выход из евро, заставляя другие страны, последовать ее примеру. Чувство вины за последние конфликты и страх потерять выгоды от 60 лет европейской интеграции, несомненно, будут откладывать неизбежное. Но вот в чем проблема отсрочки неизбежного - когда плотина окончательно ломается, то последствия будут намного более разрушительными, так как долг будет больше, и антагонизм будет более интенсивным.

Беспорядочный распад еврозоны будет гораздо более разрушительным для мировых финансовых рынков, чем кризис 2008 года.  Осенью 2008 года проблема заключалась не в том помогать или нет, а в том как это делать, как государство должно решить проблемы этих банков и их кредиторов. В настоящее время некоторые европейские правительства сталкиваются с собственной несостоятельностью. Европейская экономика это 1/3 мирового ВВП. Всего евро суверенного долга около 11 триллионов долларов, из которых по крайней мере $ 4 трлн, имеют высокий риск реструктуризации в ближайшем будущем.

Европейские рынки капитала и банковская система, в том числе 185 триллионов долларов деноминированных в евро производных контрактов, будут в центре урагана и подвергнутся оттоку капитала из Европы в США и Азию. Кто может быть уверен, что наши глобальные мегабанки действительно готовы противостоять вероятной потери? Я почти уверен, что большое количество пенсионеров и домашних хозяйств потеряют свои сбережения непосредственно или же инфляция уничтожит то, что они копили всю жизнь. Потенциал для политических потрясений и человеческих лишений просто ошеломляет.

За последние три года европейские политики пообещали "сделать все возможное", чтобы сохранить евро. Теперь ясно, что за этими обещаниями ничего нет - потому что это требует шагов, которые неприемлемы для их электората. Никто не знает точно, насколько они могут отсрочить полный крах евро, возможно, месяцы или даже годы, но мы движемся постепенно к страшному концу.

Всякий раз, когда страны терпят кризис, начинается поиск козла отпущения (the blame game). Некоторые в Европе и руководство МВФ уже начали готовить свои первые ходы, подразумевая, что коррупция и те, "греки, что не платят налоги" привели к катастрофе. Это неверно: система евро сама создала безработицу и глубокую рецессию в Ирландии, Италии, Греции, Португалии и Испании. Несмотря на спонсируемые программы перестройки, условия продолжат ухудшаться. Мы не можем винить греческих коррумпированных политиков за все это.

Настало время для чиновников из ЕС и МВФ, при поддержке со стороны США и других стран начать работать вместе с целью демонтировать евро. Хотя и не существует такого способа при котором развал евро был бы упорядоченным, но это позволило бы уменьшить хаос. Многие технические, юридические и финансовые вопросы рынка могут быть разработаны заранее. Нам нужны планы для введения новых валют, нескольких суверенных дефолтов, рекапитализации банков и страховых групп и дележу активов и пассивов евро системы. Некоторым странам будут вскоре нужны валютные резервы, чтобы поддерживать свои новые валюты. Самое главное, Европа должна спасти свои великие достижения, в том числе свободную торговлю и мобильность рабочей силы на континенте, и освободиться от этой колоссальной ошибки - единой валюты.

К сожалению для всех нас, наши политики отказываются идти этим путем - они очень не хотят признавать свои ошибки и некомпетентность в прошлом, и в любом случае, работа по координации этих 17 стран скорее всего невыполнима.

Забудьте про спасение в виде G20, G8, G7, новый European Union Treasury, выпуск еврооблигаций, и прочие сказки на ночь (bedtime story). Каждый из нас сам за себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)