Snapshot on Spain: And the Money Keeps Rolling Out
Испания в фокусе:
Деньги продолжают утекать
Деньги продолжают утекать
Всю тяжесть испанского финансового кризиса наиболее ярко видно по данным платежного баланса. Мартовские данные показывают чистый приток финансовых средств в размере € 533 млн., но это включает в себя финансирование для испанских банков предоставляемое ЕЦБ. При исключении финансирования ЕЦБ, то есть, главным образом, ориентируясь на потоки частного сектора, данные показывают, € 66 млрд отток. За последние 12 месяцев, € 193 млрд частного капитала покинули Испанию, колоссальные 18% ВВП. Согласно мартовским данным, примерно треть из них приходится на испанские банки выводящие деньги, а остальные в основном ликвидация портфельных позиций и выход иностранных банков из страны.
С бухгалтерской точки зрения, это означает, что без поддержки ЕЦБ, дефицит текущего счета Испании в связи с отсутствием финансирования пришлось бы корректировать очень серьезно. Без поддержки ЕЦБ, сдвиг, скорее всего, был настолько сильным и неожиданным, что это могло закончиться крахом ряда банков или корпоративных банкротств. Когда некоторые говорят, что LTRO (the long-term refinancing operation) оказалась неэффективной, они должны дважды подумать. Объем оттока капитала из Испании отражается за пределами страны различными способами, начиная от баланса Тarget 2 в Евросистеме, и заканчивая увеличением строки ошибки и пропуски швейцарского платежного баланса и, разумеется, динамикой доходностей немецких бундесов.
Хотя эта передача средств между частным и государственным сектором - ЕЦБ фактически финансирует отток капитала - задерживает столь необходимую коррекцию текущего счета, он дает некоторую передышку испанской экономике, чтобы сгладить этот процесс. Вопрос в том, как много иностранного частного капитала по-прежнему остается в Испании. Лучший источник для такого анализа это чистая международная инвестиционная позиция (net international investment position (NIIP)), и новости не особенно обнадеживает: по состоянию на четвертый квартал 2011 года, NIIP по-прежнему составляет -92% от ВВП, или -85% от ВВП при исключении финансирования ЕЦБ. Возможно, что с тех пор как были опубликованы данные, испанская NIIP без учета финансирования ЕЦБ, скорее всего подверглась дальнейшей корректировки - возможно, до -60% или -70% ВВП, учитывая, что данные текущего счета за март показывают 10% ВВП приток финансирования ЕЦБ в первом квартале текущего года на фоне LTRO. Однако, следует помнить, что при исключении ЕЦБ, Испания по-прежнему имеет валовой (не чистый) объем иностранных обязательств порядка 220% ВВП.
Данные NIIP приведенные выше говорят нам, что потенциал для большего оттока капитала из Испании остается значительным даже после всего, что имело место до сих пор. Хорошей новостью, однако, является то, что после всего сказанного и сделанного, мы ожидаем, что большАя доля NIIP Испании, возможно, до 1/3, будет в конечном итоге долгом перед государственным сектором. Из-за этого Европа должна прекратить политику "конструктивной неопределенности". Она была необходима для замещения частного капитала. ЕЦБ должен подать сигнал на перспективу, как он будет реагировать на обострение кризиса и европейские правительства должны быстро договориться, как они будут двигаться в сторону большей финансовой интеграции. Замещение частного капитала в результате ответных мер может сэкономить деньги официальному сектору в долгосрочной перспективе. Без этого, частный капитал будет продолжать использовать предоставляемую официальную ликвидность, чтобы выйти из Испании, и это снижает склонность инвесторов к риску и перспективы роста испанской экономики.
ДОП: Сжатие кредита в испанской экономике весьма серьезно бьет по малому и среднему бизнесу. Многострадальные местные банки (regional savings banks) значительно кредитовали не только строителей, но и мелких предпринимателей, теперь же им очень тяжело держаться на плаву. Открытые кредитные линии закрываются или уменьшаются, а кредитовать предпочитают под инвойсы и не иначе. К тому же после слияний банков особого интереса к работе с малым бизнесом из-за связанных рисков у новых хозяев нет. Так же как нет и опыта. Вот весьма трогательная статья в НЙТ на эту тему. В другой статье из НЙТ есть цитата описывающая почему деньги уходят из Греции и других стран:
Здесь видно, что не все в евросемье одинаковы. И размеры корректировки, необходимой для выхода из кризиса разнятся. Так по оценке ГС требуемая корректировка текущего счета составляет 12-17% ВВП для Греции и Португалии, 6-10% для Испании, 3-5% для Италии и всего 2% ВВП для Ирландии.
В завершение хочу отметить, что я не являюсь евроскептиком на данный момент и надеюсь, что в течении ближайших 5-7 лет ЕС удастся консолидироваться и сгладить те противоречия, что сегодня тормозят его развитие.
С бухгалтерской точки зрения, это означает, что без поддержки ЕЦБ, дефицит текущего счета Испании в связи с отсутствием финансирования пришлось бы корректировать очень серьезно. Без поддержки ЕЦБ, сдвиг, скорее всего, был настолько сильным и неожиданным, что это могло закончиться крахом ряда банков или корпоративных банкротств. Когда некоторые говорят, что LTRO (the long-term refinancing operation) оказалась неэффективной, они должны дважды подумать. Объем оттока капитала из Испании отражается за пределами страны различными способами, начиная от баланса Тarget 2 в Евросистеме, и заканчивая увеличением строки ошибки и пропуски швейцарского платежного баланса и, разумеется, динамикой доходностей немецких бундесов.
Хотя эта передача средств между частным и государственным сектором - ЕЦБ фактически финансирует отток капитала - задерживает столь необходимую коррекцию текущего счета, он дает некоторую передышку испанской экономике, чтобы сгладить этот процесс. Вопрос в том, как много иностранного частного капитала по-прежнему остается в Испании. Лучший источник для такого анализа это чистая международная инвестиционная позиция (net international investment position (NIIP)), и новости не особенно обнадеживает: по состоянию на четвертый квартал 2011 года, NIIP по-прежнему составляет -92% от ВВП, или -85% от ВВП при исключении финансирования ЕЦБ. Возможно, что с тех пор как были опубликованы данные, испанская NIIP без учета финансирования ЕЦБ, скорее всего подверглась дальнейшей корректировки - возможно, до -60% или -70% ВВП, учитывая, что данные текущего счета за март показывают 10% ВВП приток финансирования ЕЦБ в первом квартале текущего года на фоне LTRO. Однако, следует помнить, что при исключении ЕЦБ, Испания по-прежнему имеет валовой (не чистый) объем иностранных обязательств порядка 220% ВВП.
Данные NIIP приведенные выше говорят нам, что потенциал для большего оттока капитала из Испании остается значительным даже после всего, что имело место до сих пор. Хорошей новостью, однако, является то, что после всего сказанного и сделанного, мы ожидаем, что большАя доля NIIP Испании, возможно, до 1/3, будет в конечном итоге долгом перед государственным сектором. Из-за этого Европа должна прекратить политику "конструктивной неопределенности". Она была необходима для замещения частного капитала. ЕЦБ должен подать сигнал на перспективу, как он будет реагировать на обострение кризиса и европейские правительства должны быстро договориться, как они будут двигаться в сторону большей финансовой интеграции. Замещение частного капитала в результате ответных мер может сэкономить деньги официальному сектору в долгосрочной перспективе. Без этого, частный капитал будет продолжать использовать предоставляемую официальную ликвидность, чтобы выйти из Испании, и это снижает склонность инвесторов к риску и перспективы роста испанской экономики.
ДОП: Сжатие кредита в испанской экономике весьма серьезно бьет по малому и среднему бизнесу. Многострадальные местные банки (regional savings banks) значительно кредитовали не только строителей, но и мелких предпринимателей, теперь же им очень тяжело держаться на плаву. Открытые кредитные линии закрываются или уменьшаются, а кредитовать предпочитают под инвойсы и не иначе. К тому же после слияний банков особого интереса к работе с малым бизнесом из-за связанных рисков у новых хозяев нет. Так же как нет и опыта. Вот весьма трогательная статья в НЙТ на эту тему. В другой статье из НЙТ есть цитата описывающая почему деньги уходят из Греции и других стран:
“My personal view is that it is irrational for anyone, whether a corporation or an individual, to be leaving money in Greek financial institutions, so long as there is a credible prospect of a euro zone exit,” said Ian M. Clark, a partner in London for White & Case, a global law firm that has a team of 10 lawyers focusing on the issue.
Several multinational corporations have already taken the same view.
Vodafone, the mobile phone operator, and GlaxoSmithKline, the pharmaceuticals company, say they are “sweeping” money out of Greece and into British banks each evening. This applies not just to Greece but to most other euro nations, although Glaxo says it still keeps money in Germany.На фоне этого новости от Фитч и МВФ о размерах требуемой рекапитализации испанских банков до уровней удовлетворяющих Базель 3 выглядят не очень оптимистично. Размеры начинают постепенно увеличиваться. и уже подходят к 50 млрд. долларов, без учета затрат на рестуктуризацию проблемных активов.
Что же касается NIIP то ребята из ГС приводят вот такую картинку.In the adverse scenario used in the stress tests, the Spanish economy would shrink 4.1 percent in 2012 and 1.6 percent in 2013. In that case, Spanish banks in aggregate would need to raise about 37 billion euros in cash to maintain their capital ratios at international standards.But Spanish banks would likely need to raise far more than that to satisfy skittish international investors. The I.M.F. estimate did not include costs associated with restructuring, or losses on loans. Including such costs, the Spanish banking system would require as much as 100 billion euros, or about $125 billion, according to estimates by private firms.
Здесь видно, что не все в евросемье одинаковы. И размеры корректировки, необходимой для выхода из кризиса разнятся. Так по оценке ГС требуемая корректировка текущего счета составляет 12-17% ВВП для Греции и Португалии, 6-10% для Испании, 3-5% для Италии и всего 2% ВВП для Ирландии.
В завершение хочу отметить, что я не являюсь евроскептиком на данный момент и надеюсь, что в течении ближайших 5-7 лет ЕС удастся консолидироваться и сгладить те противоречия, что сегодня тормозят его развитие.
если интересно, есть такой сервис rss2lj, который автоматически делает посты в ЖЖ из блоггера.
ОтветитьУдалитьА по теме, спасибо за статьи, третий год с интересом читаю )