среда, 9 декабря 2009 г.

Нефтяные цены и макроэкономика: что случилось?

The oil price and the macroeconomy: What’s going on?
Olivier Blanchard, Marianna Riggi
7 December 2009 VOX

В 1970-х годах значительное увеличение цен на нефть ассоциировалось с резким сокращением производства и увеличением темпов инфляции. Но в 2000-е даже больший рост цен на нефть вызвал относительно умеренные изменения. В этой колонке рассказывается о двух причинах такой разницы: более гибкие рынки труда и более надежная кредитно-денежная политика во время the Great Moderation.

Почему в 1970-х годах значительное увеличение цен на нефть было связано с резким сокращением производства и значительным увеличением темпов инфляции, а в 2000-е, по крайней мере до конца 2007 года, еще большее увеличение цен на нефть привело к гораздо меньшим движениям в производстве и инфляции. Что произошло в отношениях нефти и макроэкономики?

Один из ответов заключается в том, что эти шоки имели различные причины. В 1970-х рост цен на нефть был вызван изменением условий поставок (в случае 1973 года причиной послужило эмбарго на поставки нефти в связи с арабо-израильской войной, а в 1979 году - иранская революция), но в последние годы высокие цены на нефть были обусловлены растущим спросом со стороны развивающихся стран, которые также увеличивали расходы на покупку американских товаров, таким образом, сглаживая негативный эффект повышения цен энергоносителей на производство в США (Kilian 2007, 2009, Lippi 2008, Lippi and Nobili 2008).

Другой ответ, предложенный Blanchard and Gali (2007), состоит в том, что ослабление корреляции между ценами на нефть и экономическим циклом является результатом важных структурных изменений в передаточном механизме нефтяных потрясений, аналогичных источников и масштабов. Они указывают на то, что последствия резких изменений нефтяных цен, определяемые как экзогенные по отношению к деловому циклу США, значительно уменьшились с течением времени и согласно их выводам, после 1984 воздействие нефтяных цен на производство или инфляцию составляло примерно одну треть от наблюдаемых в период до 1984 года.

Выявление структурных изменений сглаживающих нефтяные шоки

Наша последняя работа (Blanchard и Riggi 2009), основанная на анализе Blanchard-Gali, ставит собой целью выявление изменений в структуре экономики, которые способствовали сглаживанию последствий недавнего повышения нефтяных цен на темпы инфляции и экономической активности.

Для этого мы разработали теоретическую модель экономики США и оценили структурные параметры, определяющие ее динамику в ходе двух периодов: 1970-1983 и 1984-2007 годов. Наша опытная стратегия заключалась в том, чтобы модель как можно точнее реагировала на изменения нефтяных цен в соответствии с данными анализа Blanchard and Gali. В итоге мы выделили два наиболее важных изменения в структуре экономики: падение жесткости реальной заработной платы и повышение авторитета денежно-кредитной политики. Почему эти структурные изменения привели к уменьшению влияния нефти на деловой цикл с начала 80-х?

Сильное снижение жесткости реальной заработной платы после 1984 года оказало большое влияние на эффект "второго круга" ("second-round" effects), который был весьма существенным прежде. Столкнувшись с одинаковым первоначальным ростом ИПЦ (эффект "первого круга" "first round" effects), работники в 1970-х требовали и добивались роста номинальной заработной платы, который затем приводил к повышению цен, и тогда перед центральным банком вставала проблема выбора между активностью и инфляцией. В 2000-х, то же увеличение ИПЦ не приводило к повышению номинальной заработной платы и, следовательно, к дальнейшему росту цен.

Что касается доверия к денежно-кредитной политике, мы характеризуют его как степень, в которой центральный банк может закрепить инфляционные ожидания со стороны частного сектора. Когда доверие низкое, центральный банк не в состоянии установить ориентир для инфляционных ожиданий, позволяя фактической инфляции превышать его. Меньшая зависимость инфляционных ожиданий от краткосрочной динамики уровня цен, которую мы обнаружили во втором периоде, означает закрепление близких к ориентиру ожиданий и, следовательно, более благоприятный компромисс между уровнем инфляции и производством.

Таким образом, улучшение степени достоверности денежной политики обеспечивает следующий сценарий. В период до 1984 года, после нефтяного шока, корректировка инфляционных ожиданий нарастала с течением времени. И наоборот, в период после 1984 года инфляционные ожидания росли в начале, но люди верили, что в дальнейшем инфляция снизится. Неспособность центрального банка быть непосредственным ориентиром для ожиданий, приводит к большему росту инфляции, заставляя проводить более строгую денежную политику в период до 1984 года, чем в период после, и таким образом приводит к большему снижению объемов производства.

Выводы

Эти структурные изменения, которые мы определили, согласуются с более широким явлением, известным как "Great Moderation", - снижение макроэкономической нестабильности в экономике США в период с середины 1980-х годов и до конца 2007 года.

С одной стороны, ослабление профсоюзов, рост конкуренции и снижение минимальной заработной платы в 2000-х годах сделали рынок труда более гибким, чем это было в 1970-х. Недавнее исследование Gali and Van Rens (2009) показывает, что наблюдаемое уменьшение волатильности производства США сопровождалось соответствующим ростом волатильности реальной заработной платы.

С другой стороны, наши результаты совпадают с результатами Blanchard and Gali, подтверждающими закрепление инфляционных ожиданий, и в частности уменьшение ожидаемой инфляции на всплеск нефтяных цен начиная с середины 1980-х годов.

References

Blanchard, Olivier J. and Jordi Gali (2007), “The Macroeconomic Effects of Oil Shocks: Why are the 2000s So Different from the 1970s?”, NBER Working Paper 13368

Blanchard, Olivier J. and Marianna Riggi (2009), “Why are the 2000s so different from the 1970s? A structural interpretation of changes in the macroeconomy effects of oil prices” NBER Working Paper 15467.

Galí Jordi and Thijs Van Rens, (2009): "The Vanishing Procyclicality of Labour Productivity and the Great Moderation", mimeo.

Killian, Lutz (2007), “The economic effects of energy price shocks”, VoxEU.org, 13 November.

Kilian, Lutz (2009), “Not All Oil Price Shocks Are Alike: Disentangling Demand and Supply Shocks in the Crude Oil Market”, The American Economic Review.

Lippi, Francesco (2008), “Oil prices: Risks and opportunities”, VoxEU.org, 11 June.

Lippi, Francesco and Andrea Nobili (2008), “Oil and the Macroeconomy: A quantitative structural analysis”.



ОФФТОПИК: отдельного упоминания заслуживает красавица Marianna Riggi, везет Бланшару, она случаем не его жена?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)