суббота, 19 сентября 2009 г.

Rise of the Super-Rich Hits a Sobering Wall

Rise of the Super-Rich Hits a Sobering Wall
by David Leonhardt and Geraldine Fabrikant
Friday, August 21, 2009
provided by


Рост доходов самых-богатых людей остановился.
Статья первоначально была опубликована в NYT.

Джон МакАфи (John McAfee) выставил на аукцион свою недвижимость в Нью-Мексико, чтобы оплатить счета. Его благосостояние упало до 4 млн. долл. США с пикового уровня в примерно $ 100 миллионов.

Богатые богатели так долго, что казалось эта тенденция будет сохраняться всегда.

Они начали отрываться от всех в 1970-х. К 2006 году концентрация дохода в верхней части распредедения была сильнее, чем когда-либо с конца 1920-х. Последние новости о возрождающихся выплатах на Уолл-стрит, казалось бы свидетельствуют о том, что даже Великая рецессия не может обратить вспять тенденцию роста неравенства в доходах.

Но экономисты говорят - и данные начинают это подтверждать - о том, что на самом деле значительные изменения может уже идут полным ходом. Богатые, как группа, уже не становятся богаче. За последние два года они стали беднее. И многие из них не смогут вернуться на свои старые уровни богатства и доходов в ближайшее время.

На каждого инвестиционного банкира, с восстановившимся до предрецессионного уровня вознаграждением, приходится несколько, потерявших свои рабочие места, - также как многие богатые инвесторы, которые потеряли миллионы. В результате, экономисты и другие аналитики говорят: 30-летний период, в котором супер-богатые становились богаче и многочисленнее может подходит к концу.

Относительные страдания богатых вызывают немного сочувствия у менее обеспеченных семей, которые имеют дело с последствиями нахудшего спада в истории целого поколения. Но перемены затрагивают ряд более широких экономических вопросов. Среди них есть и такой: принесут ли в конечном итоге трудные времена богатых пользу среднему классу и бедным слоям населения, учитывая, что огромное недавнее повышение доходов верхней группы совпало с медленным ростом доходов всех остальных групп. Грубо говоря, это прилив, который подымет все лодки - или же игра с нулевой суммой.

Пока неясно насколько бедные станут богаче. Это зависит от того, среди прочего, продолжит ли фондовый рынок недавнее ралли и какие новые законы примет Конгресс в связи с финансовым кризисом. По крайней мере, богатые вряд ли вернуться на прежнюю траекторию.

В прошлом году число американцев с чистым состоянием в 30 млн. долл. и более сократилось на 24 процента, согласно CapGemini и Merrill Lynch Wealth Management. Ежемесячный доход от дивидендов по акциям, которые сосредоточены среди богатых, упал более чем на 20 процентов с прошлого лета, крупнейшее снижение с 1959 года, когда правительство начало вести учет.

Билл Гейтс, Уоррен Баффет, наследники Wal-Mart Stores и основатели Google каждый потеряли миллиарды в прошлом году, по данным журнала Forbes. Еще один яркий пример, Джон McAfee, предприниматель, который основал компанию производящую антивирусное ПО и носящую его имя, теперь его состояние около $ 4 млн, против пика в более чем $ 100 миллионов. Г-н McAfee скоро распродаст с аукциона свою последнюю крупную собственность, потому что ему нужны денежные средства для оплаты счетов, так как он был застигнут врасплох одновременной аварией на рынке недвижимости и акций.

"Я не представлял себе, что может произойти такой тандемный крах", говорит он.

Некоторые из наиболее очевидных признаков разворота в состоянии дел можно было найти в данных о расходах богатых. The Mei Moses index, отслеживающий цены предметов искусства, снизился на 32 процента в течение последних шести месяцев. Нью-Йорк Янкиз не удалось продать многие из наиболее дорогих билетов на их новом стадионе, и они были вынуждены снизить цены. На лыжном курорте Vail, Colorado, лишь пять домов были проданы более чем за $ 2 млн в первой половине этого года, по сравнению с 34 в первой половине 2007 года, в соответствии с данными MDA Dataquick. В Bronxville, богатом пригороде Нью-Йорка этот показатель уменьшился до двух с 17 в соответствии с Coldwell Banker Residential Brokerage.

"Мы наблюдали период примерно в 50 лет с 1929 по 1979 год, когда распределение доходов, как правило, было равномерным", говорит Нил Сосс (Neal Soss), главный экономист Credit Suisse. "С начала 80-х, доходы, как правило, распределялись менее равномерно. И я думаю, что мы вступили в период, когда общество будет двигаться к более равному распределению".

Никаких 50х и 60х

Некоторые экономисты ожидают, что страна вернется к относительно плоскому распределению доходов в 1950-х и 1960-х годах. В действительности, говорят они, неравенство, вероятно, останется значительно больше, чем это было на протяжении большей части 20-го века. Администрация Обамы не предложит полностью переписать правила для Уолл-стрит или повысить предельную ставку подоходного налога до 70 процентов, как это было в 1980 году. Рыночные силы, которые увеличили неравенство, и создали глобализацию, не собираются уходить.

Но экономисты говорят, что богатым не удастся восстановить свои потери сразу же, как они это делали после даткомовского кризисаи в начале этого десятилетия. Быстрое восстановление привело к новому пузырю в акциях, которые в 2007 году были наиболее дорогими по некоторым оценкам, чем когда-либо еще на бычих рынках 1920-х или 1990-х годов. На этот раз, по словам аналитиков, Уолл-стрит вряд ли скоро вернется к экстремальным уровням заимствований, делающим такие пузыри возможными.


Любые крупные изменения в финансовом положении богатых могут иметь огромное значение. Падение их доходов и богатства может усложнить жизнь для элитных университетов, музеев и других учреждений, которые получали щедрые пожертвования в последние десятилетия. Правительства - федеральные и локальные - могут пострадать, т.к. они сильно зависят от налогов с богатых.

Возможно, самый главный вопрос: что удар по богатым будет означать для среднего класса и малоимущих. Наиболее подробный анализ богатых содержится в исследованиях двух экономистов - Thomas Piketty и Emmanuel Saez - на основе данных Internal Revenue Service. Их работа показывает, что в конце 1970-х, порогом для попадания в одну десятитысячную самых высокого доходных домохозяйств была сумма примерно в $ 2 млн, скорректированная на инфляцию и до вычета налогов. К 2007 году она возросла до 11,5 млн. долл.

Выгоды для не столь богатых были большими, но не такими огромными. Пороговое значение для попадания в первый процент удвоилось с конца 1970-х годов примерно до $ 400,000.

С другой стороны, доходы в среднем - которые составляли около $ 50000 в 2007 году - увеличились менее чем на 20 процентов, согласно данным Бюро переписи. В нижней части распределения доходов рост составил около 12 процентов.

Некоторые экономисты говорят, что эти контрастные тенденции не связаны. В любом случае, эти экономисты говорят, какие-либо проблемы богатых, будет просачиватья вниз из-за сокращения благотворительных программ и потребительских расходов. За последнее столетие худшими годами для богачей были ранние 1930-е, самое сердце Великой Депрессии.

Другие экономисты говорят, что недавний взрыв доходов в верхней части навредил всем остальным, из-за концентрации экономической и политической власти среди сравнительно небольшой группы.

"Я думаю, невероятно высокие доходы могут иметь пагубные последствия для государственного управления и экономики", говорит Лоренс Кац, экономист из Гарварда. Большая часть роста на врехнем участке распределения доходов вытекает из рыночных сил, таких как технологические инновации, говорит Кац. Но значительное влияние исходит от новых возможностей богатых: получать выгодные контракты, выбивать низкие налоговые ставки и сохранять слабое финансовое регулирование, добавляет он.

IRS еще не выпустила свои данные за 2008 или 2009 год. Однако Саез, профессор Калифорнийского университета в Беркли, говорит, что богатые стали еще беднее. Отвечая на вопрос о предельном значении для самой богатой 1/10000 д/х он говорит о диапозоне от 6 млн до 8 млн долларов.

Для вовзращения к $ 11 млн быстро, вероятно, потребуется большой финансовый пузырь, заключает он.



Делая больше денег

Экономика США пережила два таких пузыря в последние годы - один на рынке акций, другой в сфере недвижимости - и оба помогали богатым становиться еще богаче. Г-н McAfee, чьи татуировки и крашенные волосы говорят о независимом стиле, является экстремальным, но показательным примером. На протяжении двух десятилетий, почти на каждом шагу своей карьеры, он придумывал как сделать еще больше денег.

В конце 1980 г. он основал Associates McAfee, компанию антивирусного программного обеспечения. Он распространял свое программное обеспечение бесплатно, в отличие от своих конкурентов, но взимал плату с тех, кто хотел любой технической поддержки. Это решение принесло огромный успех. Компания стала публичной в 1992 году, в начале одного из крупнейших подъемов в истории фондового рынка.

Однако McAfee является, по его собственному описанию, нетипичным бизнесменом - ему быстро наскучивает однообразное занятие и он придается новым идеям. Будучи молодым человеком, он путешествовал по Мексике, Индии и Непалу, а совсем недавно написал книгу под названием "В сердце истины: Дух реляционной йоги" (Into the Heart of Truth: The Spirit of Relational Yoga). Два года спустя после выхода на биржу McAfee Associates ему снова стало скучно .

И он продал свою оставшуюся долю, в результате чего заработал около $ 100 миллионов. В последующие годы, он создавал новые проекты и делал большие инвестиции. Почти неизбежно все они окупились.

"История говорит, что ты просто должен продолжать работать, и делать больше денег будет все легче и легче", рассказывает он, сидя на кухне в своем доме в юго-западной части штата Нью-Мексико. С низкими налоговыми ставками, добавляет он, богатые люди могли сохранять большую часть того, что они сделали.

Одним из ярких свидетельств о доходах богачей является то в какой степени их доходы привязаны к фондовому рынку. Они росли наиболее быстро в ходе крупнейших бычьих рынков: в 1920х и в течении 20 лет с 1987 года.

"Мы вышли из ненормального периода, когда огромные богатства создавались в основном за счет продажи активов туда и обратно", говорит Мохамед эль-Эриан, главный исполнительный директор Pimco, одного из крупнейших трейдеров облигациями, и бывшего менеджера фонда Гарварда.

Некоторые из этих богатств были основаны на реальной экономической выгоде, как например компьютерная революция. Но большая часть нет, Эль-Эриан замечает: "Нужно было создавать богатства без материальных благ, которые привязаны к реальной экономике и так, чтобы преимущества были смещены в сторону активов богатых. Таким инструментом и стал финансовый инжиниринг".

Но если богатые добились успехов во времена пузырей, должны ли они понести огромные потреи во время спадов. Недавнее исследование двух экономистов Северо-Западного университета показало, что как правило, в периоды экономического спада доходы богатых падают больше в процентном выражении, чем доходы среднего класса. Доходы самых богатых - верхней 1/10000 - падают сильнее всех.

В течение последних нескольких лет McAfee вложил большой кусок своего богатства в недвижимость, часто в отдаленных местах. Он купил дом в Нью-Мексико как площадку для себя и других аэротреккеров, людей, которые летают в нелицензируемых самолетах с открытой кабиной. На 157 акрах он построил магазин, 35-местный кинотеатр и кафе, и приобрели несколько раритетных автомобилей для своих гостей.

Он продолжал вкладывать средства в финансовые рынки, иногда занимая, чтобы увеличить потенциальную прибыль. Как правило его инвестиции основывались на предложениях от финансовых консультантов. Одна из их рекомендаций - положить миллионы долларов в облигации связаные с Lehman Brothers.

Какое-то время, McAfee шел в гору, как и многие американские богачи, казалось это будет продолжаться. После небольшого перерыва датком кризиса, акции снова начали расти, а цены на недвижимость просто продолжали расти. Обложки журнала Go и National Geographic Adventure пестрели статьями о его собственности в Нью-Мексико, уверяя его, что "это самая жаркая собственность на планете", говорит он.

Но потом дела стали меняться.

В 2007 году, McAfee продал дом в 10000 квадратных футов в Колорадо с видом на пик Пайка. Он потратил $ 25 млн, чтобы купить землю и построить дом. А получил $ 5,7 миллиона за него. Когда Lehman рухнул осенью прошлого года, его облигации стали практически бесполезны. Инвестиции McAfee в акции стоили ему миллионов.

Однажды, как он заверяте, он понял: "Вау, мои наличные заканчиваются".

Его оставшееся состояние около $ 4 млн делает его значительно богаче, чем большинство американцев. Но он, тем не менее, нуждается в наличности и отчаянно пытается уменьшить свои ежемесячные расходы.

Он продал 10-местный пассажирский самолет Cessna, и теперь летает тренером. На этой неделе его 5,34 акра земли на побережье Гаваев продали за $ 1,5 млн. на аукционе. Он планирует проводить большую часть своего времени в Белизе, отчасти из-за более благоприятного налогообложения.

На следующей неделе, его имущество в Нью-Мексико будет предметом аукциона без нижней цены, а это означает, что мистер McAfee пообещал принять верхнюю ставку, какой бы низкой она не была.

"Я стараюсь быть готовыми к реальности - аукцион может не принести почти ничего, сказал он.

В прошлом, когда его инвестиции в акции не приносили доходов, он продавал недвижимое имущество и пополнял свои карманы. В этот раз так не получится.

Загадка фондового рынка

Возможность быстрого восстановления фондового рынка после его краха, как это было в начале десятилетия, пожалуй самая крупная неопределенность относительно финансового состояния богатых. Начиная с марта индекс СП500 вырос на 49 процентов.

Однако Wall Street предстоит еще долгий путь до своего предыдущего пика. СП500 все еще остается ниже на 35 процентов от своего максимума 2007 года. Совокупные компенсации в финансовом секторе сократились на 14 процентов с 2007 по 2008 год, согласно данным Securities Industry and Financial Markets Association - гораздо меньше, чем прибыль или выручка, но все же это снижение.

"Разница на этот раз" - предсказывает Byron R. Wein, бывший главный стратег по инвестициям Morgan Stanley, который начал работать на Уолл-стрит в 1965 году - "заключается в том, что достигнутый в 2007 году уровнень состояния не будет превзойден в течение очень долгого времени ".

Без финансового пузыря на Уолл-стрит просто будет меньше денег для оплаты самой себя или корпоративных руководителей. Некоторые компании - как Goldman Sachs и JPMorgan Chase, которые сегодня столкнулись с меньшей конкуренцией и получили помощь правительства в попытках поддержать кредитные рынки - будут по-прежнему раздавать огромные зарплаты. В целом, однако, будет меньше таких выплат, считают аналитики. Роджер Фримэн (Roger Freeman), аналитик Barclays Capital, говорит, что общая сумма Wall Street компенсации будет умеренно расти в течение ближайших нескольких лет.

Помимо фондового рынка, политика правительства может оказать наибольшее влияние на верхние группы.. Кац, гарвардский экономист, утверждает, что без изменений в политике, доходы верхушки действительно могут вернуться к своим старым максимумам в ближайшие годы. Исторически, государственная политика, так как "Новый курс", имеет более прочное влияние на богатых, чем финансовые потрясения, говорит он.

Один из ключевых вопросов на сегодня: какие шаги Конгресс и администрация примут чтобы ре-регулировать финансовые рынки. Второй вопрос связан с налогами.

В течение трех десятилетий после Второй мировой войны, когда доходы богатых росли медленнее, чем у среднего класса, верхняя предельная ставка колебалась от 70 до 91 процента. Piketty, одни из экономистов, которые проанализировали данные IRS, утверждает, что такие высокие показатели влияют не только на доход после налогообложения. Они также помогают удерживать доходы богачей до налогообложения, говорит он, давая им меньше стимулов зарабатывать новые миллионы долларов.



С 1980 года ставки налога для богатых упали больше чем ставки для любой другой группы, в этом году, верхняя предельная ставка составляет 35 процентов. Президент Обама предложил поднять её до 39 процентов и заявил, что он рассмотрит вопрос о налоге на семью получающую более чем $ 1 млн в год, что может подтолкнуть верхнюю ставку выше 40 процентов.



Что будут означать любые изменения в политике для небогатых остается неясным. Безусловно, были периоды, когда богатые, средний класс и бедные все чувствовали себя хорошо (как в конце 1990-х), а также периоды, когда дела были плохи у всех (как в прошлом году). На протяжении большей части 1950-х, 60-х и 70-х, как средний класс, так и богатые росли темпами, опережающими темпы инфляции.

Но есть также основания полагать, что доходы самых богатых могут оказывать большее влияние на других людей, чем в прошлом: так как их доля в экономике значительно больше, чем раньше.

В 2007 году верхняя одна десятитысячная домашних хозяйств распоряжалась 6 процентами национального дохода, по сравнению с 0,9 процента в 1977 году. Это был самый высокий уровень, по крайней мере с 1913 года - первый год, за который имеются данные IRS.

Верхний 1 процент работников получал 23,5 процента от дохода, по сравнению с 9 процентами три десятилетия назад.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)