пятница, 25 сентября 2009 г.

Income Gap Shrinks in Slump at the Expense of the Wealthy

Income Gap Shrinks in Slump at the Expense of the Wealthy
by Bob Davis and Robert Frank
Thursday, September 10, 2009
provided by



Глубочайший спад в экономике США со времен Великой Депрессии, в конце концов может уменьшить разрыв между самыми богатыми американцами и всеми остальными.

Если это произойдет, то не за счет повышения доходов низших групп. Скорее всего вниз потянут верхнюю группу.

За последние 30 лет, боссы Уолл-стрит, банкиры и торговцы, адвокаты, юристы и прочие получали все больше и больше, в то время как доходы рабочих, учителей, офис менеджеров и большей части населения росли гораздо медленнее. В 2007 году на Top 1% семей США приходилось 23,5% всех личных доходов, согласно экономисту Эммануэль Саезу (Emmanuel Saez) из университета Калифорнии в Беркли и Томасу Пикетти (Thomas Piketty) из Парижской школы экономики. Такого разрыва не видели со времен двадцатых годов прошлого века.


Но доля Top 1% похоже быстро падает. Саез и другие экономисты ожидают, что доля доходов получаемых самым богатым процентом налогоплательщиков - в настоящее время это люди с доходом больше $ 400000 в год - упадет к уровню 15-19% к 2010 году. Но несмотря на это, распределение доходов в США все равно будет смещено в пользу верхних групп сильнее, чем во многих других странах.

Одним из первых индикаторов спада является медианная зарплата главного исполнительного директора (chief-executive) в компаниях из индекса S&P500, она упала на 15% в 2008 году (до $ 7,3 млн), по данным эксперта Кевина Мерфи (Kevin Murphy) из Университета Южной Калифорнии.

"Исходя из опыта прошлых лет, скорее всего неравенство будет смягчаться и долгосрочная тенденция, когда американское общество становилось все менее равным, пойдет на спад", говорит экономист и еще один исследователь проблемы неравенства Решеф Ариель (Ariell Reshef) из Университета Вирджинии.

Возможно это станет самым далеко идущим последствием взрыва пузыря на рынке недвижимости и кредитования и последовавшей за этим рецессии. Финансы, вероятно, будут претендовать на меньшую долю таланта нации и будут составлять меньшую часть экономики. Отношения между работодателями и работниками могут измениться, и некоторые никогда полностью не оправятся от понесенных ударов. Занимать будет тяжело многим, и в любом случае, снижение задолженности, а не ее увеличение, станет новым приоритетом, возможно, на долгое время. Произошедшее за последние два года можно считать переломным моментом в поведении американцев и экономической жизни страны.

В то же время, разрыв в доходах после снижения во время спадов 1991 и 2001 годов, быстро расширялся еще сильнее. Это может случиться снова. Эдвард Вольфф (Edward Wolff), экономист из Нью-йоркского университета говорит, что если усилия Вашингтона, по обузданию зарплат путем ввода новых правил и повышения ставки налога на прирост капитала провалятся, богатство директоров и топ-менеджмента вернется назад.

Тем не менее, экономический спад, который начался в декабре 2007 года имеет иную природу по сравнению со спадами 1991 и 2001 гг., нынешняя рецессия последовала за кредитным бумом, который вознес доходы работников финансового сектора гораздо выше, доходов инженеров и других высококвалифицированных людей. Финансовый и страховой сектор составляли 5,9% валового внутреннего продукта в 1990 году и выросли до 8,1% в 2006 году, по данным Moody's Economy.com. Теперь же они упали до 7,5% всей экономики в 2008 году, и по оценкам, эта цифра снизится до 7,2% в этом году.

Томас Филиппон (Thomas Philippon), экономист из Нью-Йоркского университета, и Решеф Ариель (Ariell Reshef) из Университета Вирджинии полагают, что от 30% до 50% дополнительной оплаты, полученной работниками финансового сектора, являются результатом действия пузыря в отрасли.

Меньшие доходы для самых богатых могут иметь широкие последствия, от снижения доходов правительства до нагромождения автомобилей на участках дилеров. Например, верхний 1% работников заплатит 36% федерального подоходного налога (all federal individual income taxes) в этом году, согласно оценкам the Tax Policy Center, исследовательского центра в Вашингтоне. Если их доходы снизятся, то соответственно и федеральные доходы снизятся, и выполнить бюджет будет труднее.


Падение доходов богатых может привести к перестройке экономики Luxury-товаров, которую некоторые называют плутономикой (plutonomy). Половина потребительских расходов американцев в 2000 году приходилась на верхних 20% работников, согласно данным экономистов Дина Маки (Dean Maki)и Майкла Палумбо (Michael Palumbo). По данным консалтинговой компании Bain & Co. в этом году ожидается сокращение продаж всех предметов роскоши на 15%.

Среди других крупных покупок продажи в США Bentley, Maserati, Maybach и Lamborghini, которые, по данным Autodata Corp, упали более чем на 50% в этом году, гораздо хуже, 26% падения на широком рынке автомобилей.

Другой проигравший: благотворительность. По данным Center on Philanthropy в университете Индианы во второй половине прошлого года число благотворительных пожертвований от физических лиц в $ 1 миллион и больше сократилось более чем на треть, по сравнению с годом ранее.

Сверхдоходы обязательно сохранятся для некоторых - в спорте, в сфере развлечений и на Уолл-стрит. Однако есть основания полагать, что в целом будет меньше людей на самом верху, и не только в ходе этой рецессии, но и в течение некоторого времени после завершения финансовых проблем.

С одной стороны, администрация Обамы и демократы, контролирующие Конгресс, настаивают на законодательных изменениях и росте налогов, направленном на богатых, попутно присматриваясь к ограничениям корпоративных компенсаций.

Кроме того, сокращение размеров финансового сектора, по крайней мере в краткосрочной перспективе, сильно ограничит богатства, созданные за последнее десятилетие. По оценкам Решефа, 21% увеличения общего неравенства в доходах в период с 1980 по 2005 годы был обусловлен ростом компенсаций в финансовом секторе. В целом низкий рычаг и неприятие риска на Уолл-стрит приведут к уменьшению золотого горшка финансов.

Все это будет поддержано некоторыми, особенно левыми. Но сокращение компенсаций для топов также "может привести к снижению стимулов для талантливых людей и задушить определенные инновации", говорит Майкл Спенс (Michael Spence), экономист из Стэнфорда и лауреат Нобелевской премии.

Один из членов Top 1%, Чарльз МакДэниель (Charles McDaniel), генеральный директор транспортной компании Hilldrup Cos. из Вирджинии еще более жесток. "Когда высоко оплачиваемые работники будут получать меньше, на определенном этапе они заявят, что вся политика направлена против них", говорит он. "Они не будут рисковать, [и] у вас не будет рабочих мест или новых возможностей".

Выравнивание доходов не абстракция, для таких людей, как Энтони Карменате (Anthony Carmenate), сына кубинских иммигрантов, который с детства работал в китайской прачечной в Hoboken, NJ, а в итоге стал одним из топов подразделения Bank of America по управлению активами.

После окончания Montclair State University в Нью-Джерси, учебу в котором он оплачивал засчет работы в баре, Carmenate получил должность в колл-центре Alliance Capital, предшественника AllianceBernstein. Он продавал взаимные фонды брокерам и вырос до начальника управления по США. В 2003 году БОА взял его на работу в новое подразделение под названием Banc of America Capital Management.

Он купил дом с пятью спальнями в пригороде Бостона Natick. Его жена, Анжела, управляла домом и растила три пары детей. Карменаты (Carmenates) не думали, что они много тратят, но, с доходом более чем $ 500000 в год, они начали тратиться. Жена стала покупать дизайнерские сумки Coach и обувь. Муж купил BMW и Land Rover. Когда они возили своих детей в Диснейленд или на побережье Джерси, они иногда брали с собой няню.

Весной этого года 42-летнего Carmenate уволили, он пытался найти работу хотя бы примерно близкую к его бывшей по заработной плате. Он встречается с прежними коллегами, звонил хедхантерам и наводил справки, но, банки закрывали целые направления, он говорит: "когда я искал предложения, то понял, что есть море людей, таких же как я". Он начал заниматься консалтингом.

"Я оптимист", говорит он. "Но, маловероятно, что моя зарплата вернется на прежний уровень в ближайшее время. Это просто: Уолл-стрит не нужно столько людей, как раньше".

Хотя по данным июльского доклада генерального прокурора Нью-Йорка, девять крупнейших банков выплатили миллионные бонусы почти 5000 человек в прошлом году, общий размер зарплат и пособий сократился почти на 11% с 2007 года.

Страна видела большие сдвиги в распределении доходов и раньше. В 1930-х богачи сильно пострадали от лопнувшего финансового пузыря, а регулирование и налоговая политика времен Нового курса продолжили сокращение этого разрыва. Самый богатый 1% семей США получали 23,9% от всех доходов до уплаты налогов за год до краха 1929 г. Ко времени окончания второй мировой войны, их доля составляла менее 13%, где и оставалась около 35 лет, утверждают Эммануэль Саез (Emmanuel Saez) и Томас Пикетти (Thomas Piketty).

Начиная примерно с 1980 года сочетание дерегулирования, технологического прогресса и глобализации сделало рынки больше, а зарплаты самых богатых толще. Медианная зарплата директора крупной компании увеличилась в шесть раз между 1980 и 2005 годом, с учетом инфляции, говорят экономисты Карола Фридман (Carola Frydman) из Массачусетского технологического института и Ворон Сакс (Raven Saks) из Федеральной резервной системы США. К 2007 году доля доходов самого верхнего 1% превзошла уровень 1929 г.

Рост доходов верхушки не обязательно приносит ущерб другим, поскольку экономика значительно увеличилась после 1980 года, а за ней и доходы по всему спектру. Но доходы богачей росли более быстрыми темпами. В 1980 году, например, доход 5% самых богатых домашних хозяйств 2,86 раза превышал медианный доход; к 2007 году в 3,52 раза. Иными словами, разрыв увеличился на 23%, согласно данным Бюро переписи.

В то же время, количество перемещений вверх и вниз по лестнице американских доходов остается практически неизменным на протяжении многих лет, по мнению большинства ученых, которые изучали этот вопрос. Динамика относительно стабильна с 1969 года заявляет the Pew Charitable Trust.

Среди факторов, оказывающих давление на доходы богатых, есть и смена настроений в Вашингтоне. Налоговые изменения продавленные президентом Джорджем Бушем после рецессии 2001 года о снижении подоходного налога были непропорциональными для богатых американцев. Президент Барак Обама, напротив, свою предвыборную кампанию построил на обещании использовать Налоговый кодекс для сокращения неравенства, и он надеется ограничить аппетит к риску у Wall Street, который и подогревает огромные зарплаты. Белый Дом и Конгресс тщательно следят за выплатами исполнительным органам в некоторых компаниях, куда правительство инвестировало средства.

Экономист Белого Дома Аустан Гулсби (Austan Goolsbee) говорит: "это не Робин Гуд. Политика президента заключается не в попытках предотвратить рост доходов верхнего 1%". Администрация утверждает, что богачи будут платить по более высоким ставкам за необходимые инвестиции.

Давление на заработную плату самых богатых выходит далеко за рамки финансовой индустрии. Суммарная запрлата в юридических фирмах, разросшихся в начале этого десятилетия, составила 1,5% от всех зарплат США в 2007 году, что вдвое превышает долю в 1980 году, согласно данным Economy.com. Ожидается падение до 1% в 2018 году.

Даррен Такер (Darren Tucker), 36-летний адвокат по антимонопольному праву в Вашингтоне, работавший на O'Melveny & Myers, получал около $ 400000 в прошлом году в качестве "советника". Это одной ступенькой ниже партнера, где ежегодные выплаты в среднем около $ 1,5 миллионов. Но в начале этого года, его начальник сказал, что ему не следует ожидать должности партнера в ближайшее время, отчасти потому, что бизнес идет на спад.

Наблюдая волну увольнений, он воспользовался подвернувшимся шансом устроиться на работу в Федеральную комиссию по торговле с окладом в $ 153000. "Что держало меня в O'Melveny & Майерс так это возможный карьерный рост", говорит Такер. Его бывший начальник в фирме, Ричард Паркер (Richard Parker), сказал, что он помогал Такеру устроиться на новую работу.

Такер и его жена тратят около $ 100000 в год на лечение своих двоих детей, которым поставлен диагноз "аутизм". Из-за смены работы, говорит его жена Анна, они перевели одного ребенка, состояние которого значительно улучшилось, в государственную школу. Впервые за многие годы она ищет работу в качестве замещающего учителя.

Бум благосостояния последних десятилетий было также подпитывался предпринимателями и семейными фирмами - получающими все выгоды льготных кредитов, экономического роста и увеличения стоимости активов. Многие из них серьезно пострадали.

Далеко от мира Wall Street, МакДэниель (McDaniel), чья семья владеет компанией Hilldrup по перевозке и хранению грузов в Стаффорде, штат Вирджиния, часто пользуется предметами роскоши. "Я хочу, чтобы со мной хорошо обращались", говорит он. Он проводит свой отдых в пятизвездочных отелях занимаясь: катанием на лыжах в Колорадо зимой, подводным плаванием в Карибском регионе весной и рыбалкой в штатах Вайоминг и Монтана в летом. МакДэниель дородный, 45-летний мужчина, бывший звездный полузащитник команды Университета Вирджинии, иногда заказывает частные самолеты для поездки на Восточное побережье. Он водит Audi A8 L, модель, минимальная цена которой около $ 75000.

Когда экономика прет вверх "психологически вы всегда на высоте, а бизнес поддерживает эту высоту", говорит он.

В этом году, McDaniel опасается, что доходы компании составляющие $ 100 млн могут снизиться на 20%. Чтобы сократить расходы, он переводит наемных водителей и упаковщиков в статус независимых подрядчиков и платит им за каждую перевозку. Для тех, кто еще остается на заработной плате, он замораживает ее и приостанавливает накопительные взносы 401 (K).

Этим летом он арендовал дом на пляже в Северной Каролине, а не слетал в Джексон Хоул, Вайоминг.

Среди тех, кто получает часть доходов самых богатых людей есть благотворительные организации, которым McDaniel обычно перечисляет пожертвования. "Если мой бизнес падает на 20%, то моя зарплата падает на 20%, значит и мои пожертвования должны упасть на те же 20%", говорит он.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)