Мохамед Эль-Эриан
Генеральный директор PIMCO
Эта статья была впервые опубликована в The Sunday Telegraph от 14 февраля 2010 года.
В глазах среднего инвестора, Греция прошла путь от одного из наиболее привлекательных туристических мест в мире до своеобразного драйвера влияющего на множество рынков.
Обстановка в этой стране становится частью более широких и глубоких тем, которые постепенно вызывают значительный интерес среди инвесторов по всему миру: суверенные балансы выходят на первый план по мере перестройки глобальной экономики.
Греческий ситуация напоминает некоторые из наиболее сложных случаев кризисов суверенной задолженности. Нам известно следующее: Греция сочетает в себе большую задолженность и огромный дефицит бюджета с ограниченным социально-политическим аппетитом осуществлять и поддерживать значимые усилия по внутренней перестройки; ее статистика не вполне надежная; она может использовать весьма ограниченную по гибкости политику с учетом ее системы фиксированных валютных курсов; и она поставила своих доноров в безвыйгрышную ситуацию.
Я хотел бы отметить: такая сложная суверенная проблема может быть решена только путем деликатного (и само усиливающегося) совмещения приемлемой внутренней перестройки и своевременной внешней поддержки, и это "решение" чаще всего принимается отнюдь нелегко или немедленно, но в ходе длительного многостороннего процесса, который влечет за собой ложные надежды, непреднамеренные последствия и рыночные проблемы. Эффективность решения зависит также от глобальных экономических и финансовых условий, которые, в данной конкретной ситуации, в лучшем случае нейтральны.
Начиная с понедельника (15 февраля), заявления по всей Европе, несомненно, будут сигнализировать, что Греция сохраняет "неизменную приверженность" бюджетным корректировкам и "твердую поддержку и солидарность" континента. В конце концов, греческое фиаско подорвало европейские рынки, оказало давление на евро, и подогрело дискуссии о надежности еврозоны. У ЕС нет иного выбора, кроме как попытаться быстро разобраться с проблемой, что может стать даже более разрушительным явлением.
Но инвесторы должны оценивать перспективы на основе четырех проверенных временем вопросов.
Во-первых, способно ли правительство Греции разрабатывать и осуществлять значимые фискальные программы преобразований, которые бы принимались гражданами как законные?
Во-вторых, способны ли крупные европейские доноры преодолеть беспокойства относительно проблемы "Греция веселится, а мы платим" и принять участие в устойчивой и своевременной финансовой помощи; смогут ли они сделать это таким образом, чтобы гражданам удалось объяснить, что действия направлены на избежание еще больших проблем?
В-третьих, способна ли Европа обеспечить достаточное ограничение "моральных рисков" (moral hazard risk) за пределами Греции в других периферийных странах?
В-четвертых, готовы ли в ЕС проглотить свою гордость и официально впутать в "семейное дело" МВФ, чтобы он играл роль (более надежного) координатора и куратора внутренней перестройки в Греции, и своевременного предоставления ЕС внешней помощи?
Эти четыре элемента должны пройти вместе через ухабистый и очень непростой процесс. В ходе этого процесса, волатильность на рынках будет усиливаться: переоценка греческой задолженности произошла так быстро, что в ловушке оказались многие весьма консервативные инвесторы. Эти инвесторы, которые думали, что ставки по долгу отражают кредитные риски, будут искать удобного случая, чтобы выйти, как только рынок греческих облигаций придет в нормальное состояние.
Инвесторы также должны не поддаваться на греческие облигационные уловки только на основе неизбежных веселых заголовков о греческой перестройке и поддержке со стороны ЕС. Вместо этого они должны ждать доказательств более ощутимого прогресса, а также более четкого представления о поведении попавших в ловушку. Они также должны помнить, что Греция является частью более широкого явления суверенных рисков, которым еще предстоит вступить в игру, и относительно которых многие рынки пока находятся не в лучшей позиции.
Еще не много Эль-Эриана:
“This is in the system that is built on the assumption that unemployment cannot stay high for a long time,” he said. “That’s why our social safety nets are so weak.”
The “advanced economy phenomenon” of government intervention has created a “massive shock to public finances,” he said.
“There’s recognition that fast, in some cases like Greece or slowly in other cases, the market is starting to re-price sovereign risk and that of course will re-price everything else because sovereign risk is at the very center of all asset classes,” he said.
Комментариев нет:
Отправить комментарий