среда, 10 февраля 2010 г.

Бюджетные проблемы

Вчера Барри Ритхольц написал про дефициты отдельных штатов. Информация у него не очень свежая, но все же дает представление о том, что не все в порядке у отдельных эмитентов муниципальных облигаций. А ведь общий их объем превышает 2,2 трлн., число различных выпусков 1 млн., а количество эмитентов 50 000.

Впрочем не стоит переживать раньше времени, облигации в финансировании бюджетов штатов занимают не столь большое место:




Большая часть расходов на местах идет в образование и программу Medicaid (программа направлена на помощь малообеспеченным слоям населения, финансируется она совместно с федеральным правительством, но управляется штатами) это примерно 2/3 всех расходов. Стоит отметить, что за последние десятилетия расходы местных уровней власти росли быстрее, чем расходы федерального правительства. Так в 1980 году федеральные расходы превосходили расходы местных властей (state and local) на 87%, а в 2003 всего лишь на 43%.



В структуре доходов у штатов примерно половина от всего бюджета это налоги: на продажи и индивидуальный подоходный. У локальных органов власти (округа, города и прочее) подавляющая часть налоговой выручки приходится на налоги связанные с собственностью.



Поэтому кризис всего сильнее ударил именно по штатам: так как сборы налогов с продаж и подоходного налога просели сильнее имущественных налогов.



Такое стремительное падение сборов ничего хорошего не сулит. Поэтому на 2011 фискальный год прогнозируется дефицит почти в 100 млрд. у правительств штатов. Вот картинка дефицитов в 2010 году (оценка)


Восстановление по разным оценкам в случае "нормального" хода событий займет 3-5 лет, если же рецессия продолжится стагнация местным финансам обеспечена, уже сейчас прогнозы дефицитов только увеличиваются. Между тем эксперты отмечают, что местные бюджеты (local) почувствуют ухудшение несколько позже, когда правительства штатов начнут сокращать финансирование местных органов власти. К тому же в 2010 году должно быть переизбрано 37 губернаторов и 46 заксобраний, поэтому рассчитывать на принятие жестких мер не приходится. Это может отложить решение проблем на более поздний срок.

Несмотря на это долговая нагрузка штатов относительно невелика и за исключением Иллинойса, Нью Йорка, Вирджинии, Огайо и Нью джерси совокупный долг не превышает 50% ВВП штата (данные Бюро переписи, расходятся с данными от FRS). Перечисленные штаты давно перешли порог в 80%. В таких условиях The Bond Buyer прогнозирует рост выпуска муниципальных облигаций до 435 млрд. долларов, треть из которых должны составить Build America Bonds (BABs), существенная часть также пойдет на рефинансирование предыдущих выпусков.

Конечно отдельные штаты столкнулись с весьма серьезными проблемами уже сегодня. Так губернатор Невады обратился за федеральной помощью. Дефицит штата составляет 881 млн. долларов, даже если уволить всех работников состоящих на государственной службе дефицит останется примерно на 300 млн. Безусловно Невада сильно пострадала от провала цен на жилье и сокращения притока туристов и гэмблеров, но есть и другие штаты, которые находятся не в лучшем положении.

Согласно недавнему обзору агентства АР (AP stress map) в 45% округов США экономическая ситуация в декабре ухудшилась по сравнению с ноябрем. Стресс индекс рассчитываемый агентством по шкале от 1 до 100 (чем выше тем хуже ситуация, базируется на данных по безработице, банкротствам и взысканиям по закладным) составил 10,8. По оценке АР регион испытывает сокращение ВВП когда индекс выше 11. Невада в этом рейтинге первая 21,08, затем идут Michigan (17.43), California (16.25), Florida (15.78) and Illinois (14.12). Во всех за исключением Калифорнии положение ухудшилось по сравнению с ноябрем. Также эксперты отмечают, что начинается рост индекса в регионах где он до этого был относительно низок, например Монтана, Вайоминг. Все это безусловно ставит под удар власти штата и местные органы.

Безусловно необходимо изыскивать средства для покрытия образовавшихся дефицитов, но согласятся ли граждане на рост налоговых ставок? Тут проблема институтов встает как никогда остро, о чем многие писали и не раз.

Хорошим примером мог бы служить недавний референдум в Орегоне, посвященный вопросу повышения налоговых ставок для жителей с доходами более 125000 и для корпораций. Стоит отметить, что Орегон один из 5 штатов, где нет налога с продаж и бюджет ориентирован на подоходный налог. Референдум прошел успешно и можно было бы радоваться, но один нюанс все же сильно меня смущает. Предлагаемая мера по увеличению ставок подоходного налога касалась только 3% жителей штата. Будет ли результат таким же когда эта доля возрастете до 25% или превысит 50%? Скоро узнаем.

Дополнительную информацию можно найти:
http://www.federalreserve.gov/releases/z1/
http://www.census.gov/govs/state/
The Handbook of Municipal Bonds (Sylvan G. Feldstein,Frank J. Fabozzi)
http://www.muninetguide.com/
http://www.rockinst.org/
http://www.nasbo.org/
http://www.taxfoundation.org/taxdata/topic/9.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ярлыки

Alcoa (1) Apple (7) auto (2) banks (31) BlackRock (1) blogosphere (21) books (7) Brazil (3) China (16) classic (1) consumption (28) earnings season (5) economic growth (64) Economist (13) education (8) emerging markets (12) EU (26) Far East (1) financial markets (53) fiscal policy (35) forex (13) FT (6) geology (1) healthcare (3) hedge funds (3) in honour (1) India (2) inequality (7) international trade (5) Iran (1) IT (6) Japan (5) labor market (12) lulz (6) MandA (3) manufacturing (9) Microsoft (2) monetary policy (15) muni bond (6) natural gas (2) NYT (12) OECD (3) oil (9) pension (2) PIMCO (9) politics (25) population ageing (4) property market (14) reading (38) RF (18) Russia Partners (1) Samsung (2) SAR (1) small business (3) small-caps (1) social problem (32) Spiegel (1) sport (5) terror (1) trading (25) UK (2) USA (70) VOX (13) WEF (1) WSJ (13)